318
ОГНЕННАЯ ПРЕЛЮДИЯ ИМПЕРИИ
(СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ О
САМОСОЖЖЕНИЯХ
В КОНЦЕ ХVII в.)
М.В. Пулькин
Петрозаводск
В художественной литературе, в той или
иной мере затраги-вающей проблематику, связанную со старообрядчеством,
отрази-лось сформировавшееся исторической науке1 представление о
старообрядческих самосожжениях как о вынужденной мере, при-бегнуть к которой
приверженцев “древлего благочестия” вынужда-ла репрессивная политика
российского правительства, конкретные факты притеснений, а чаще всего –
появление гонителей у стен старообрядческих скитов, но не само старообрядческое
вероуче-ние. Наиболее сильное влияние на массовое восприятие обряда
самосожжения оказал роман А.Н. Толстого “Петр Первый”. Писа-тель подчеркивал
вынужденный характер самосожжения, обуслов-ленного “солдатским набором”,
появлением “слуг антихристовых”, подготовкой штурма старообрядческого скита2.
Впрочем, А.Н. То-лстой отмечает и другую характерную черту поведения
самосжига-телей: накопленный за первые десятилетия массовых самоубийств опыт
организации “гарей” помогал проповедникам “огненной смер-ти” в организации
новых самосожжений. Они заранее знали, какие именно аргументы помогут им
добиться послушания толпы и ус-пешно завершить начатое дело.
Можно предположить, что автор оказался в
плену у сущест-вующего не только в обыденном сознании, но и в специальной
ли-тературе предубеждения, в соответствии с которым старообрядче-ство
представляется не как чрезвычайно пестрое, многообразное, разнохарактерное
явление, а как нечто единое, монолитное, внут-ренне не противоречивое. В свою
очередь, литераторы сыграли решающую роль в поддержании этого стереотипа,
который в даль-нейшем нашел отражение как в художественной литературе, так и в
произведениях тех современных историков, которые пытаются установить и
поддерживать теплые отношения со старообрядче-скими общинами. В этом случае
действительно непросто понять, почему для одних приверженцев “древлего
благочестия” спасение от “мира антихриста” в огне представлялось единственно
возмож-ным путем, а другие смогли адаптироваться в принявшем никонов-ские
“новины” российском обществе и даже занять в формирую-щейся Империи престижное
положение. Изучение старообрядче-ских произведений, посвященных проблеме
массовых само-убийств, позволяет увидеть иную картину “гарей” – продуманного
319 мероприятия, которому
предшествовали серьезные размышления старообрядческих наставников, далеко не
все из которых поддер-живали организацию самоубийств. В конечном итоге именно
спор о самоубийствах решал судьбу старообрядчества: одни, наиболее радикальные,
приверженцы старой веры погибли добровольной смертью, а другие сохранили себя и
создали старообрядческую культуру. Богословская дискуссия старообрядцев об “огненной
смерти” развивалась на фоне начавшихся массовых самосожжений. В 1675 г. они
начались на Волге: “старообрядческие материалы го-ворят о происходивших в это
время гарях и насчитывают до 2000 добровольно сгоревших в районе Нижнего
Новгорода, особенно по реке Кудме”3. В 1670–1780-х гг. центром распространения
гарей стало Пошехонье. Сведения о числе погибших на этой территории различны: от
четырех-пяти тысяч до 1920 человек4. В Новгород-ском крае первое самосожжение
состоялось в ночь с 9 на 10 марта 1682 г. в Ново-Торжском уезде; при этом
погибло около полусотни человек5, предводительствуемых местным попом. “Встревоженные
власти послали в село Федово пристава, чтобы остановить даль-нейшее
распространение самосжиганий, но местные крестьяне спрятали священника и чуть
не убили самого пристава”6. Вскоре самосожжения начались и в Сибири: 24 октября
1687 г. произошло массовое самосожжение в Тюменском уезде, унесшее около 300 жизней7.
Аргументы против самосожжений. Вследствие всех этих тра-гических событий
вопрос о допустимости самосожжений стал од-ной из центральных тем в дискуссиях
старообрядческих наставни-ков. Заметное место в числе первых произведений, посвященных
проблеме массовых самоубийств, занимает “Жалобница помор-ских старцев против
самосожжений” (1691 г.). Авторы “Жалобницы” указывают, что им не удалось
организовать открытую дискуссию с поборниками массовых самоубийств: “самосожжению
учители за-поведаша учеником своим таковых в домы своя не пускати, <…> паче
же яко хулников и мятежников бегати и отвращатися и всяче-ски не слушати”8. Пришлось
обратиться за поддержкой ко “всюду рассеянным за имя Христово пречестным отцам”,
с “соборным предложением” – просьбой рассудить о “странном учении” “само-губительной
смерти”. Авторы “Жалобницы” кратко излагают исто-рию распространения на Руси этого
“необычного учения” об очи-щении огнем, называют имена “учителей”, проповедников
“бес-трудного спасения”, которые “сами бо отнюд не сожигаются”, кратко
описывают историю возникновения “огненной смерти”. По-следствия самосожжений, по
словам авторов “Жалобницы” ужас-ны: “И умножиша всюду плач и туга и запустение
велико, тмочис- 320
ленное бо сожжгоша сами себе поселянского
рода, и многия села и жилища запустеша”9.
Примечательно, что широко
распространенные в этот период эсхатологические идеи при критике
самосожигателей явно отсту-пают на второй план. Лишь однажды в “Жалобнице” цитируются
слова проповедников самосожжений, обращенные к сторонникам “огненной смерти”:
“<…> да не отлучимся правыя веры, яко ныне время антихристово есть, а
инако спастися отнюд не возможно”10. Чаще в старообрядческих сочинениях против
самосожжений ис-пользовались аргументы, более понятные простым “поселянам”: сторонники
“древлего благочестия” в конце XVII в. утверждали, что предавшие себя огню на
том свете “в саванах лежат скорбны, се-тующе и сипяще неподобно и озирающеся
вспять, неизреченно трепещуще и яко бы мучения некоего ждуще”11.
Идеи “Жалобницы” развиты в другом
старообрядческом трак-тате XVII в., направленном против самосожжений: “Отразительном
писании о новоизобретенном пути самоубийственных смертей”. Старообрядческий
наставник Евфросин12, считал главной целью развенчание немногочисленных
аргументов самосжигателей. С этой целью он собрал вокруг себя всех наиболее
заметных про-тивников самосожжений, вел устные беседы с проповедниками
самоистребления, создал основной труд, направленный против “гарей” – “Отразительное
писание”13. Для борьбы против массовых самоубийств ему, в частности, потребовалось
доказать, что круп-нейший старообрядческий идеолог – протопоп Аввакум – был вве-ден
в заблуждение своими учениками и только по неведению бла-гословил “гари”. Как
писал Евфросин, один из учеников протопопа, Сергий, “зазре сам себе и раскаяся
рек: аз де виновен вопросом своим – протопопову ответу слишком возвестих беду и
не так ска-зал есми, что сами самоволно збираются <…>; но поведах, яко от
рук мучительских урываются и сожигаются”14. Введенного в заблу-ждение Аввакума
не поддержали даже ближайшие сподвижники – пустозерские узники: “отец Аввакум
со страдалцы и со юзники о том не думал и не советовал, но ему одному так
разсудилось”15.
Другим важным аргументом, на который
опирались сторонники самосожжений, стал пример мученицы антиохийской христианки
Домнины и двух ее дочерей, которые, спасаясь от разнузданных солдат императора
Диоклетиана, бросились в реку и таким спосо-бом совершили самоубийство, но
избежали осквернения. Самосо-жигатели, “на Домнину, яко на образ, зря”, подталкивали
своих сторонников к “гарям”. Но Евфросин и здесь находит путь опро-вержения: он
обращает внимание на сомнения христиан в обосно-ванности причисления Домнины с
дочерьми к числу мучеников: “быть сомнение <…> между верными: “нарекут ли
ся в мучени-
321 цех”?”16. Резюмируя свои
возражения, Евфросин предписывает своим сторонникам терпеть любые мучения, но
не совершать са-моубийство: “гонимым бегати, самем не наскакивати, ятым (схва-ченным.
– М.П.) же не отступати, но мужески о Христе страдати, убийства же
самоистреблением всякий путь, а наипаче самосожи-гательный, отнюдь да отсечется”17.
Таким образом, в конце XVII в. формирующееся учение о са-мосожжении стало
предметом оживленных дискуссий: противники “гарей” разработали систему
богословских аргументов, призванную предотвратить распространение эпидемии
массовых самоубийств. Как показало развитие событий, богословские аргументы не
смогли поколебать решимость сторонников “огненной смерти”. Самосо-жжения
продолжались и в XVIII в., а отдельные рецидивы имели место и в XIX столетии18.
Не в последнюю очередь сохранение “ог-ненной смерти” стало возможным благодаря
богословскому обос-нованию допустимости самосожжений. Оправдания
самосожжений. Идея о самоистреблении офо-рмилась в старообрядчестве в
первые годы его существования. Первоначально самоубийство совершали путем
самоуморения го-лодом, затем перешли к самоутоплению, самозакланию и самосо-жжению.
При этом последняя форма гибели – “гари” – приобрела массовый характер: “жертвы
самосожжения исчислялись тысяча-ми, к самозакланию, наоборот, прибегали единицы”19.
На Европей-ском Севере России центром проповедничества самоубийств ста-ло
Выговское общежительство20. Именно ему суждено было в бли-жайшем будущем стать
центром беспоповского старообрядчества России, и именно там формировался
положительный взгляд на самосожжение. Участие в массовом самоубийстве
рассматрива-лось не только как возможная, но и необходимая мера, противо-поставленная
“окаянному животу” т.е. неправедной жизни в “мире антихриста”. Идея завершения
истории, приближения Страшного Суда в произведении сторонника самосожжений, выговского
ус-тавщика, одного из наиболее известных деятелей старообрядче-ского движения
начала XVIII в. Петра Прокопьева21 не является центральной. Автор предпочел
сосредоточиться на указаниях о том, кто именно и каким путем может спастись в
наступающие “последние времена”. “Сей путь спасительный и богоугодный, – говорилось
в послании Петра Прокопьева одному из основателей Выговского общежительства
Даниле Викулину, – еже во время нужды благо-честивыя ради нашея христианския
веры от гонителей себе смерти предати, в огнь или в воду или ино никако, паче
же с немощными сиротами и престарелыми и маловозрастными отрочаты, не могу-щими
никако укрытися”22. Указания “Жалобницы” на то, что идея 322
самосожжений противоречит Священному
Писанию, вызывала у них недоумение. Они утверждали, что многие праведники
предпо-читали ту или иную разновидность смерти осквернению: “и святыя
праведники и Богу угодники сия сотворившия, и есть ли где в Бо-жественном
Писании запрещено о сих, и который собор отверже таковая, или кто от святых
возбрани тому быти, поищеши и не об-рящеши”23. В своей проповеди Петр Прокопьев
мог опереться на слова современника – протопопа Аввакума: “Добро те сделали, кои
в огне-т забежали. Мы же разсуждали между собою: кажется, не худо оне сделали, да
не осквернят риз своих, еже есть святого крещения, и во огнь себе ринули и в
воды…”24.
В дальнейшем, в начале XVIII в., основатели
Выговского об-щежительства высказывались по вопросу о самосожжениях более
осторожно. Им, в частности, пришлось опровергать отвратитель-ное обвинение в
преднамеренном провоцировании самоубийств с корыстными целями: для того, чтобы
завладеть имуществом по-гибших. В то же время выговские старообрядцы вновь
подтвер-ждали, что самосожжение является для них вполне обоснованным и, при
определенных условиях, необходимым деянием. Как гово-рилось в ответах выговских
старообрядцев на вопросы священни-ка Петровских заводов Иосифа, “пощади, Боже, души
наши от та-кого суемудрия, еже бы нам за прибыток любовещного имения че-ловеков
в пожжение оболщевати, сие в нас никогдаже бысть, ни быти хощет. Но имамы мы
учение церковное, еже точию за сохра-нение благочестия смерть паче произволяти,
неже со отвержением истины наслаждатися богатств и сладостей немирного сего ми-ра”25.
Но все же и в XVIII в. призрак огненной
смерти постоянно ви-тал над старообрядческими поселениями. Появление любой опас-ности
неизбежно приводило к дискуссии о том, не наступил ли мо-мент, когда, “яко в
некую прохладу”, пора войти в огонь. Так, при приближении комиссии О.Т. Квашнина-Самарина
(в 1739 г.) “луч-шие люди во общежительстве (Выговском – М.П.) начаша думати, что
сотворити, овии и ко страданию глаголаша готовитися, яко и отцы прежние в
Палеостровском монастыре огнем сожглися, а ко-торые не хотят страдати, те
разбежалися, и в руки им не втатися, кои еще хотяху пожити, а овии лутчие люди
о сем начаша от Пи-сания рассуждати (курсив мой. – М.П) и препятствовати,
что стра-дати де не за что”26.
Заметим, что ужасные ругательства в адрес
противников са-мосожжений резко контрастировали с высказываниями, призван-ными
обосновать самоубийство в глазах тех, кто намеревался принять “огненную смерть”.
Здесь шли в ход “словесы сладосер-дыя”, которые “яко стрелы пронзоша сердца
незлобивых”27. Так, в
323 1764 г., во время
самосожжения в Троицком Зеленицком монасты-ре, старообрядческий наставник
увещевал двух женщин, опасаю-щихся мучений, следующими словами: “огонь их не
возьмет, а выйдет душа безо всего, и выдет ангел, и на их главы венцы поло-жит,
и ладаном будет кадить”28. Тем, кто нуждался в рациональных оправданиях
самоубийства, наставник давал более подробные объяснения. Спасшийся в последний
момент из “гари” старообря-дец Павел Еремеев на допросе показал, что “слышал от
объяв-ленного наставника своево, что священномученик Мефодий, пат-риарх
царьградский, в житии своем написал: “Вопросит царь с мертвых дань, в тыя
времена отрекутся люди православныя веры и святого крещения, и честного
животворящего креста, без бою, без мук и ран. А овыя не захотят отрещись
православной веры, и святого крещения, и святого креста Господня, волею своею
будут собираться и огнем сожигаться. Всякого их Господь причтет с му-ченики””. Теперь,
утверждал старообрядческий наставник, древнее пророчество сбылось: “оное де
святой Мефодий писал на нынеш-нее время, ибо ныне с мертвых дань берут, потому
что государь Петр Первый узаконил ревизии и когда сколко в ревизии написано
будет людей, то хотя ис того числа многие и помрут, однако ж на-род принуждают
подати до будущей ревизии платить”. Совсем иначе поступали “благочестивые цари”.
Они “збирали с одних жи-вых, а за мертвых не требовали”. Но самое главное, император
Петр I “оставил правую веру и старопечатные книги, а принял но-вообъявленные”, положив
тем самым основу отступничества: “и к нему многие люди преклонились без бою, без
мук”29. Наконец, для оправдания массовых самоубийств использо-вался
традиционный для старообрядческой литературы аргумент – “видения”. Старообрядцы
утверждали, что на том свете сгоревшие пребывают “во светлем месте и в венцах”,
а не пожелавшие “само-згорети” прикованы к вечно вращающемуся колесу30, символизи-рующему,
вероятно, бесцельную жизнь в мире антихриста. (Иногда “мучение на адском колесе”
изображалось в русской народной про-зе как одна из мук, уготованных грешникам31).
Еще одним доказа-тельством праведности самосжигателей стали предания: в конце XX
в. сохранились фольклорные тексты, повествующие о том, что сгоревшие на реке
Пижме32 “мученики-сожигатели впоследствии якобы найдены нетленными”33. Наконец,
идея самосожжений мог-ла стать привлекательной для старообрядцев еще в первый
пери-од гонений на “древлее благочестие”, когда замеченных в симпа-тии к
старообрядцам сжигали в срубах. Так, в 1684 г. была приго-ворена к сожжению по
извету кольских стрельцов “стрелецкая жена” Маврутка, “чтоб на то смотря, иным
неповадно было таких неистовых богохульных речей говорить”34. Самосжигатели, таким
324
образом, демонстрировали силу духа и
неустрашимость перед ли-цом гонений, а пример первых мучеников, погибших в огне,
служил образцом для подражания. Тем не менее, старообрядцы, совер-шающие самосожжение,
чувствовали уязвимость своих теоретиче-ских построений. Поэтому, “чтобы не
самим себя поджигать”, они в некоторых случаях старались переложить
ответственность на штурмующую их убежище воинскую команду: “на засов, заперши
дверь, ставили зажженную свечу, а на пол наваливали соломы. При первом же
толчке в дверь свеча падала, начинался пожар”35.
При организации самосожжений
старообрядцам приходилось преодолевать решительный запрет самоубийства, содержащийся
в народных верованиях. По сведениям, собранным Д.К. Зелениным, “народ верит, что
душа самоубийцы бродит по земле и пугает лю-дей. Для предотвращения этого
вбивается в могилу осиновый кол”36. Здесь, однако, следует обратить внимание на
два обстоя-тельства. Во-первых, в современных этнографических трудах (А.А. Панченко)
противопоставление предков (“родителей”) и не-чистых (“заложных”) покойников
рассматривается как “не столь уж жесткое”. Более того, “заложный покойник мог
стать святым”37. Во-вторых, народные представления о самоубийцах отступали на второй
план перед учением о пришествии антихриста и путях из-бавления от его власти. Обряд
самосожжения соответствовал на-родным представлениям об огне, который “наделялся
особой очи-стительной силой и способностью переносить души умерших в за-гробный
мир”. Это представление превратилось у самосжигателей в идею о “втором
неоскверняемом огненном крещении”38. Кроме того, самосожжение находило
косвенное оправдание в Священ-ном Писании, в котором с огнем отождествляется
пламенная лю-бовь (Пес. Пес. VIII. 6), Слово Божие (Иер. XXIII. 29) и даже сам
Бог называется “огнем поядающим” (Втор. IV. 24; Евр. XII. 29)39.
Самосожжение, являясь нарушением
требований христиан-ской морали – запрета на самоубийство – становилось
возможным лишь при чрезвычайных обстоятельствах. Соответственно, ссылки на
примеры из Священного Писания о предпочтительности гибели перед “окаянным
животом” постоянны в старообрядческих произ-ведениях, обосновывающих
необходимость самосожжений. К мас-совым самоубийствам подталкивал приход
антихриста (с которым в разное время отождествлялся патриарх Никон, царь
Алексей Михайлович, император Петр I), обретение им власти и стреми-тельные
изменения в окружающем мире: “антихрист легко узна-вался через проявляемый им
бунт против традиционных, своих ценностей”40. Противники самосожжений из числа
старообрядцев оказывались в непростом положении: отстаивая отказ от массовых
325 самоубийств, они покушались,
в конечном итоге, на самую основу старообрядческого вероучения – эсхатологические
представления. Итак, изучение старообрядческих дискуссий конца XVII в. по-казывает,
что самосожжения не являлись прямым результатом преследований старообрядцев, как
это часто изображается в ху-дожественной литературе. Такого рода представление
могло сформироваться только под влиянием проявившейся в конце XIX – начале ХХ в.
тенденции к идеализации старообрядчества и, как следствие, стремления показать,
что наиболее мрачные страницы его истории связаны с конкретными фактами
преследований при-верженцев “древлего благочестия”, а отнюдь не с основами
старо-обрядческого вероучения. Между тем массовые самоубийства все-гда имеют
под собой значительно более глубокие, чем кажется на первый взгляд, не до конца
постигаемые обычной, повседневной логикой, основания. Однако это не означает
полное отсутствие рациональных основ. И действительно, самосожжения всегда от-личались
тщательной подготовкой, стремлением вовлечь в специ-ально построенное для “згорения”
здание наибольшее число лю-дей41. Нет сомнений также и в том, что самосожжение
являлось довольно сложным комплексом обрядов, продиктованных в конеч-ном итоге
эсхатологическими настроениями и теснейшим образом связанных с обоснованием
различных уровней: от выявления ан-тихриста до богословской аргументации в
пользу самоубийств. 1 Наиболее заметным сторонником представления о вынужденном
характере ста-рообрядческих самосожжений является в настоящее время Е.М. Юхименко.
(См.: Юхименко Е.М. Каргопольские “гари” 1683–1684 гг. (К проблеме самосожжений
в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). М.,
1994. С. 64–119. 2 Толстой А.Н. Соч. М., 1984. Т.7. С. 447–463. 3 Зеньковский С.А.
Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М., 1995. С.
327. 4 Там же. С. 382. 5 Там же. С. 387. 6 Там же. 7 Шашков А.Т. Самосожжения
как форма социального протеста крестьян-старо-обрядцев Урала и Сибири в конце XVII
– начале XVIII в. // Традиционная духовная и материальная культура русских
старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
С. 297. 8 Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы. “Жалобница”
поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность. По
материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 60. 9 Демкова Н.С. Из истории ранней
старообрядческой литературы. “Жалобница” поморских старцев против самосожжений (1691
г.). С. 49. 10 Там же. С. 49–50. 326 11 Отразительное писание о вновь
изобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий
трактат против самосожжений 1691 г. СПб., 1895. С.73. 12 См. о нем подробнее: Елеонская
А.С. Гуманистические мотивы в “Отразительном писании” Евфросина // Новые черты
в русской литературе и искусстве (XII – начало XVII в.). М., 1976. С. 263–276. 13
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. Исследование из началь-ной
истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб.,
1898. С. 68. 14 Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных
смертей. С.110. 15 Там же. С.110. 16 Там же. С.109. 17 Там же. С.114. 18 См. об
этом подробнее: Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в
расколе // Русская мысль. 1885. Кн.1. С. 86–111. 19 Смирнов П.С. Внутренние
вопросы в расколе в XVII в. С. 54. 20 Имеется в виду старообрядческое Выговское
общежительство, существовавшее в 1694–1854 гг. В настоящее время дер. Данилово
Медвежьегорского р-на Республи-ки Карелия. (См. о Выговском общежительстве
подробнее: Юхименко Е.М. Выгов-ская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и
культура. М., 2002. Т.1–2). 21 См. о нем подробнее: Старообрядчество. Лица, предметы,
события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 223. 22 Отдел
рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.17 (Барсов Е.В.). № 1125. Л.1.
23 Там же. Л.7. 24 Послание сибирской “братии” // Житие Аввакума и другие его
сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М., 1991. С. 225. 25 Цит.
по: Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и
литература. М., 2002. Т.1. С. 52–53. 26 История Выговской старообрядческой пустыни.
Издана по рукописи Ивана Фи-липпова. СПб., 1862. С. 383. 27 Демкова Н.С. Из
истории ранней старообрядческой литературы. “Жалобница” поморских старцев
против самосожжений. С. 57. 28 Рапорт поручиков Овсянникова и Помогалова // РГАДА.
Ф.7. Оп.1. Д. 2138. Л. 56, об. 29 Там же. Л. 56. 30 Пигин А.В. Жанр видений как
исторический источник (на выговском материале ХVIII в.) // История и филология:
проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий. Петрозаводск,
2000. С. 219–220. 31 Пигин А.В., Разумова И.А. Эсхатологические мотивы в
русской народной прозе // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 66. 32
Приток р. Печоры на территории Республики Коми. 33 Цит. по: Дронова Т.И. Старообрядчество
на Нижней Печоре // Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 35. 34 Приговор
Марье Григорьевой // Документы Разрядного, Посольского, Новгород-ского и
Тайного приказов о раскольниках в городах России. 1654–1684 гг. М., 1990. С.
95. 35 Самосожжение // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт
энциклопедического словаря. М., 1996. С. 250. 36 Зеленин Д.К. Избранные труды
по русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. 327 37
Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни
Северо-Запада России. СПб., 1998. С. 232. 38 Шашков А.Т. Самосожжения как форма
социального протеста крестьян-старо-обрядцев Урала и Сибири в конце XVII – начале
XVIII в. С. 296. 39 Подробнее об этом см.: Огонь // Иллюстрированная полная
популярная библей-ская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М.,
1990. С. 525. 40 Асонов А.В. Древнерусский эсхатологический патриотизм и
военная неудача под Нарвой (попытка историософского анализа) // Старообрядчество:
история, культу-ра, современность. М., 1999. С. 25. 41 См. об этом подробнее: Пулькин
М.В. Обряд самосожжения у старообрядцев Карелии в XVIII в. // Старообрядчество:
История. Культура. Современность. М., 1998. С.112–114.