97
ИМПЕРСКАЯ
ИДЕЯ И ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
М.И.
Микешин
Санкт-Петербург
Хотя
в названии конференции ничего, кроме термина «царст-во», не указывает на
обязательные российские коннотации, прак-тически все уважаемые участники только
о России и говорят. Я то-же предполагаю если и не говорить только о России, то
иметь ее в виду во время моего небольшого компаративистского экскурса.
В конце XVII –
начале XVIII века еще одна страна в Европе со-вершала переход из состояния
«царства» (точнее, «королевства») в состояние «империи». Я говорю о Шотландии,
которая в 1707 г. добровольно присоединилась к Англии и образовала вместе с ней
Британскую империю. Казалось бы, что может быть общего у этой маленькой
северо-западной страны с огромной западно-восточной Россией? Действительно,
отличия разительны. Например, населе-ние Шотландии в начале XVIII в. составляло
всего около 1 миллио-на человек. Однако, есть и несомненные параллели в тех
пробле-мах и задачах, которые стояли тогда перед обеими странами.
Обе страны до
превращения в империи рассматривали себя как отсталые царства, которым
совершенно необходим выход на европейскую, то есть мировую арену. Обе страны
подверглись большому влиянию более развитых и более богатых европейских
государств. В обеих странах произошли важнейшие преобразова-ния их политических
и социальных систем, их культур. Обе страны испытывали при переходе
религиозные, социальные и военные потрясения. В обоих случаях переход от
«царства» к «империи» рассматривался, как переход от отсталости к просвещению,
от замкнутости к открытому миру, несмотря на принципиальную раз-ницу
оформлявших такой переход идеологий. Обе страны в конце-концов добились своих
целей – превратились в первостепенные мировые империи.
Я, конечно, не
могу в своем коротком экскурсе даже обозна-чить все аспекты переходов этих
стран из «царства» в «империю». Я хотел бы остановиться лишь на одном из них и
посмотреть, как осмысливали этот переход тогдашние шотландские интеллектуа-лы,
так называемые literati. Более того, мне почему-то кажется, что их опыт даже
более важен для нас сегодня, чем для наших сооте-чественников, живших 300 лет
назад.
.
Союз Шотландии
с Англией вовсе не был неизбежен. Более того, в конце XVII в. две страны в
некоторых областях двигались в
..98
разных
направлениях, прежде всего, в религии и законодательст-ве.
Однако
ключевым моментом здесь мог стать экономический и, в первую очередь, торговля.
Шотландия
все больше зависела в торговле от южного соседа. Перед самым заключением Союза она попыталась
построить свою колониальную империю,
основав
за-морскую
колонию в Дарьене (примерно в
нынешней Панаме). Од-нако попытка колонизации не удалась, экономически все пошло прахом, государство обанкротилось, а в военном флоте осталось всего два фрегата. Из этой ситуации виделся только один выход – в союз,
который
открывал путь ко всей английской торговле,
в
том числе заморской, к мгновенному
превращению в империю.
Несмотря на
потерю суверенитета, Шотландия не
перестала быть нацией, сохранив
институции и традиции, дававшие
скоттам чувство национальной идентичности,
не
поколебленное созна-тельным
переходом почти всей нации на английский язык. Сохра-нились
традиции культурные – манеры
повседневного поведения, языки, питание,
игры. Осталась неприкосновенной система зако-нодательства,
которая
была более похожа на континентальную,
чем
на английскую. Процветали
собственные школы и университе-ты с особой
шотландской системой образования.
Наконец, сохра-няла свою
независимость пресвитерианская церковь Шотландии. В общем,
народ
этот даже в унии пользовался удивительно широкой политической и
административной автономией.
Само по себе
объединение двух стран, возможно, и не при-влекло бы к
себе такого внимания, если бы не так
называемое «шотландское
Просвещение»1, развитие
которого связывают с первым веком существования Шотландии в рамках Британской
им-перии. Шотландской Просвещение трудно понять, если сводить его к формам профессиональной мысли и
к профессиональным тек-стам, однако,
передо
мною такая задача и не стоит,
я
коснусь лишь тех, кого можно
назвать «идеологами» и практиками шотландского Просвещения.
Literati не были рассерженными или отчужденными интеллек-туалами,
язвительно
критиковавшими правящую элиту и власти.
Они
не были государственными бюрократами,
осуществлявшими
политические и экономические реформы.
Они
не были вольными каменщиками,
пантеистами
или республиканцами, мечтавшими о
новом мироустройстве. Они не были
аристократами-дилетантами, которые могли позволить себе смелые прогрессивные
идеи. Они
принадлежали к так называемому среднему классу и были про-фессионалами –
юристами, священниками,
профессорами
универ-ситетов, врачами –
представителями
«свободных
профессий» в провинциальном
обществе. Тогдашний
шотландский идеал – «lad
o’pairts», выходец из бедной семьи,
поднявшийся
с помощью обра-
99
зования и
собственных усилий до выдающегося профессионально-го положения.
Наиболее
важной составляющей среднего класса были все-возможные юристы. Они составляли бoльшую часть образованной читающей публики, интересовавшейся литературой и философи-ей.
Вообще, городская публика, особенно в столице – Эдинбурге,
была
традиционно весьма хорошо юридически образована и вос-принимала многие идеи и теории сквозь призму
юридизма. Кроме того, она привыкла жить городской демократической общиной, что означало существование огромного количества
неформальных обществ и клубов,
где
все и всяческие общественные,
идеологиче-ские и даже теоретические проблемы продуктивно
обсуждались во время дружеских обедов и в собраниях просвещенных любителей.
Другой
особенностью этого общества была непрерывная, еще со средних веков идущая традиция
университетского образования,
не
поколебленная Реформацией и религиозными распрями. В шотландской образовательной традиции огромная
роль отводи-лась общим
курсам и философии, считавшейся
основой любого теоретизма. Религия тоже
играла огромную роль в обществе,
од-нако проблемы собственно религии, доведшие Шотландию до гра-жданской войны,
были, в конце-концов, все-таки выведены
за скоб-ки
политической жизни. Пресвитерианская
церковь осталась важ-нейшим
самостоятельным общественным институтом,
а
ее клир – священники с
университетским образованием –
существенной
про-светительской силой.
Одной из
характерных черт было тогда обращение многих мыслителей к проблеме «человек и общество», к социальному по-ведению человечества, к моральной философии и исторической социологии. В создаваемой тогда новой идеологии ключевыми
словами были «community» и «improvement». Оба они весьма
мно-гозначны и
иногда трудно поддаются переводу2.
Ясно
лишь, что первое
понятие имеет отношение к обществу,
сотрудничеству, со-вместному
действию; второе имеет в
виду улучшение, совершен-ствование,
постепенное, контролируемое и осмысливаемое изме-нение.
Literati занимались своей профессиональной интеллекту-альной деятельностью, но цель их была вполне социальна и практична: улучшение жизни людей и устройства общества.
Одним из
средств такого улучшения, участия в высокоразви-той культуре был переход на английский язык. Чтобы изжить про-винциальный комплекс неполноценности, literati уделяли освоению английского и
риторике центральное место. Буквально за
одно по-коление
появилась блестящая англоязычная гуманитарная шот-ландская культура.
Одной из
частей этой культуры была новая историософия. Шотландские историки того времени – Уильям Робертсон, Дэвид
100
Юм, Джон Далримпл –
занимались
пересмотром взглядов на про-шлое Шотландии, подвергая критике прежние трактовки. Так,
по-следний писал,
что
власть в доимперской Шотландии была смесью монархии и олигархии; при этом мелкое дворянство не могло слу-жить нации,
а
аристократия угнетала ее3. Робертсона же
занимал вопрос, почему
политическая и клерикальная элиты того времени не смогли выполнить свои
обязательства перед нацией. Задачей
историков была теперь очистка их области от средневековых ми-фов об уникальном древнем наследии шотландской
нации. Следо-вало понять теперь, что история всех институтов этой нации была
составной частью общеевропейской истории.
Средневековая
Шот-ландия
погружалась в новой интерпретации прошлого в феодаль-ную анархию,
угнетение
и летаргию, гораздо более
глубокую, чем у других
европейских народов. Неограниченная
власть баронов, от-сутствие хороших дорог, клановая структура общества, бесконеч-ные войны на
границах, слабая
центральная королевская власть –
все
это с точки зрения просвещенного XVIII
века
было характерно для страны еще меньше века назад (некоторые историки и в веке 20-ом говорили о «мрачном, темном XVII-ом веке»). В отличие от Англии, где существовало счастливое равновесие в триаде ари-стократия –
монарх
– общество, в Шотландии,
как
и, например, в Польше,
нобилитет
заправлял в парламенте и имел слишком большую власть над слабыми монархами и обществом. Объеди-нение с
Англией позволило значительно сократить путь от застой-ной ограниченной монархии средневекового типа к
современной монархической форме правления,
при
которой общество тоже имеет свой независимый голос наравне с баронами4. Была ли но-вая трактовка
истории предательством прошлого Шотландии?
Патриотизм
не заключался тогда в сохранении древних предрас-судков,
но
в усилиях улучшить [improve]
условия
жизни в Шотлан-дии. Такие патриоты получили теперь, в империи,
гражданские
свободы, которых
никогда не существовало в независимой Шот-ландии.
Ректор
Эдинбургского университета и крупнейший церковный деятель Уильям Робертсон был
историком-патриотом, но особого сорта – он приветствовал объединение Англии и Шотландии и
изо-бразил
появление «Великой
Британии» как
кульминацию истории Шотландии.
Изданная
в 1759 г. его «История
Шотландии во время правления королевы Марии и Якова VI» славила объединение шотландской и английской корон
в 1603 г. и появление Великобри-тании,
принесшее
значительные улучшения гражданского управ-ления и
торговли для народов обеих стран.
Объединившись, они могут достичь того выдающегося положения и того
авторитета в Европе, которых они
были лишены во времена относительной ав-
101
тономии5. Попытки Шотландии обратиться к общеевропейским об-разцам модернизации, предпринятые до унии с Англией, т.е. вне империи,
потерпели
неудачу.
В
опубликованной в 1777 г. «Истории Америки» Робертсон,
описывая
излишние страдания индейцев при покорении их евро-пейцами,
все
же акцентирует те блага, которые
европейская экс-пансия
принесла в Новый мир – улучшение
сельского хозяйства, торговли и
коммуникаций. Империя должна
нести именно эти бла-га, однако те,
кто
их несет, обычно
подвержены двум типично ев-ропейским
недостаткам: преувеличенной
любви к золоту и стрем-лению во что
бы то ни стало обратить всех в свою религию. Ро-бертсон верил
в прогресс и провиденциальность истории.
Свой
последний исторический труд,
вышедший
в 1791 г., он,
рассказы-вая с симпатией о древней индийской цивилизации, заканчивает трогательным призывом к европейским
империям, расширяющим
свое господство в Индии, избегать
излишнего применения силы и жестокостей,
проявлять
терпимость и уважение к богатому и древ-нему
культурному наследию.
Своими книгами
по истории Индии и Америки У.
Робертсон
стремился создать из читателей «общину
сочувствующих» [a com-munity
of sentiment] в мире, все более
объединяемым западным империализмом,
и
определить цивилизационную миссию Запада6.
Вообще, его труды можно рассматривать как грандиозную историю
происхождения современной европейской цивилизации, рождения современной государственной системы и
расширения империи в век торговли и просвещения7. Будущее Шотландии, как и всей Ев-ропы – в распространении по миру европейских образцов
полити-ческой и культурной
жизни. Процессом этим
руководит коллектив-ный
европейский «гений», состоящий в общем этническом харак-тере и классическом культурном наследии. Шотландия,
как
и другие страны Европы, может теперь
принимать участие в осуще-ствлении этой «европейскости»8.
В
неопубликованной проповеди 1788
г. Робертсон говорит: «Все цивилизованные нации Европы можно рассматривать
как одно необычное сообщество [community].
Взаимодействие
между ними велико, и всякие
улучшения [im-provement] в науке, искусстве,
торговле
или управлении, появив-шиеся в одной из них, вскоре становятся известными в других, пе-ренимаются и
копируются. Таким образом
появляется <…> общее сходство
всех народов Европы и их значительное превосходство над остальным человечеством»9.
Как и ранее
Вольтер, Робертсон
применил в своих историче-ских
сочинениях космополитический культурный подход, который ранее ассоциировался с аристократией. Он старался создать чув-ство национальной идентичности в Шотландии, которое имело в
102
основе модель
просвещенного социального самоуправления через партнерство аристократических и
профессиональных лидеров. Та-кого партнерства как раз и не было в XVIII в.
Робертсон
считал союз с Англией освобождением от угнете-ния Шотландии собственными аристократами. Однако особенно важно было в этом союзе сохранить
представление о независимом статусе Шотландии перед союзом, чтобы это был союз равных су-веренных государств, а не поглощение вассала сувереном или слабой нации
сильной.
Союз бедной, социально и экономически отсталой Шотландии с
процветающей Англией вовсе не был в глазах literati союзом не-равным. Более того,
Шотландия
имела, на их взгляд, даже опре-деленные
преимущества над сытой и чересчур коммерческой со-седкой.
Так, Адам Смит считал, что его родина имеет преимущест-ва в области культуры и образования, которые она получила частью из своего религиозного
пресвитерианского наследия, ча-стью из своих особых отношений с Францией. По Смиту,
Шотлан-дия может снабжать партнера общими идеями и
гуманитарной культурой. Без них Англия
не сможет продолжить свое развитие,
хотя
она не проявляет в данный момент интереса к ним и не может породить их сама. Без сомнения,
говорил
Смит, такая
специализа-ция в
энциклопедической и книжной культуре не будет очень до-ходной в материальном смысле, но придаст шотландцам в импе-рии некий особый статус, и статус этот,
подчеркивает
Смит, как нельзя
лучше соответствует самой человеческой природе. Спе-циализированная, механистическая и неметафизическая культура Англии
объединилась в империи с гуманитарной,
интеллектуально
прогрессивной, философствующей
и метафизической даже на обыденном уровне культурой Шотландии10.
Адам Фергюсон
высказывал совершенно другое мнение.
Бу-дучи мыслителем по преимуществу политическим, он считал,
что
роль Шотландии в имперском союзе не интеллектуальная, а стра-тегическая. По Фергюсону,
главное
преимущество союза не в обо-гащении
Шотландии, а в сохранении
британских свобод перед ли-цом опасностей, грозящих от таких мощных централизованных го-сударств,
как
Франция и Испания11. Он беспокоился
также, не разрушит ли
новое общество, основанное на
коммерции и всевоз-можных частных
контрактах, персональные
связи, чувства дружбы, характерные для нормального человеческого
сообщества [a genu-inely
human community]12.
Таким образом, к середине XVIII
в. был осознан и сформули-рован новый «просвещенный» шотландский патриотизм и в его свете пересмотрено
прошлое страны. Literati переизобрели, пере-толковали
Шотландию в северную провинцию цветущей и прогрес-
103
сивной
англоязычной Великобритании.
Потеряв
национальную не-зависимость, Шотландия вновь обрела свой голос. Став частью империи, она перестала и в Европе рассматриваться как полуци-вилизованный край религиозного фанатизма, диких горцев и бес-конечной партизанщины якобитов.
.. .
Используя
пример совершенно другой страны и иначе устро-енного общества, одновременно с Россией переходившего от «царства»
к
«империи», мы можем по-другому
взглянуть и на нашу историю.
При
рассмотрении чужого общества мы можем выдер-жать эмоциональную и идеологическую дистанцию и
лучше раз-граничить
историю и идеологию. Мы можем
увидеть, чем отлича-ется преобразование общества от преобразования
государства и какую роль может сыграть в улучшении общественной жизни «де-мократический
интеллект».
1 См. обсуждение определения этого явления в: Sher R.B. Church
and University in the Scottish Enlightenment. The Moderate Literati of
Edinburgh. Princeton, N.J., 1985; в частности,
Introduction. The problem of
the Scottish Enlightenment. P. 3–19.
2 Вот, например,
возможные
оттенки в переводе понятия «community»:
общность, общее владение,
согласованные
взгляды, общность
интересов, живущие в
одном месте, государство, община,
землячество, деловые круги в какой-либо профессио-нальной
области, общество, объединение,
сообщество, коммуна.
3 Dalrymple J. An Essay Towards
a General History of Feudal Property in Great Britain. L., 1757. P. 330.
4 Robertson W. The History of
Scotland. Vol. 2. P. 249, 252–253.
5 Robertson W. The History of
Scotland. Vol. 2. L., 1759. P. 249.
6 Brown S.J. Introduction //
William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge:
Cambridge University Press, 1997. P. 4.
7 Phillipson N. Providence and
Progress: an Introduction to the Historical Thought of Wil-liam Robertson //
William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge:
Cambridge University Press, 1997. P. 55.
8 O’Brien K. Robertson’s Place
in the Development of Eighteenth-Century Narrative His-tory // William
Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge:
Cambridge University Press, 1997. P. 75.
9 Robertson
– MacDonald Papers, MS 3979, fo. 15. The National Library of Scotland. Цит. по: O’Brien K. Robertson’s Place
in the Development of Eighteenth-Century Narra-tive History // William
Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cam-bridge: Cambridge University Press,
1997. P. 76. Отмечу, что
практически невозможно найти у literati
высказывания
об обществе, не содержащее
слов community и im-provement...
10 Смит пишет об этом в «Богатстве народов» (т.
2). См: Davie G.E. The
Scottish Enlightenment and Other Essays. Edinburgh, 1991. P. 31–33.
11 См: Davie G.E. The Scottish
Enlightenment and Other Essays. Edinburgh, 1991. P. 37–39.
12 Kettler D. The Social and
Political Thought of Adam Ferguson. Ohio
State University Press, 1965. P. 5.