97

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ И ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

М.И. Микешин

Санкт-Петербург

Хотя в названии конференции ничего, кроме термина «царст-во», не указывает на обязательные российские коннотации, прак-тически все уважаемые участники только о России и говорят. Я то-же предполагаю если и не говорить только о России, то иметь ее в виду во время моего небольшого компаративистского экскурса.

В конце XVII – начале XVIII века еще одна страна в Европе со-вершала переход из состояния «царства» (точнее, «королевства») в состояние «империи». Я говорю о Шотландии, которая в 1707 г. добровольно присоединилась к Англии и образовала вместе с ней Британскую империю. Казалось бы, что может быть общего у этой маленькой северо-западной страны с огромной западно-восточной Россией? Действительно, отличия разительны. Например, населе-ние Шотландии в начале XVIII в. составляло всего около 1 миллио-на человек. Однако, есть и несомненные параллели в тех пробле-мах и задачах, которые стояли тогда перед обеими странами.

Обе страны до превращения в империи рассматривали себя как отсталые царства, которым совершенно необходим выход на европейскую, то есть мировую арену. Обе страны подверглись большому влиянию более развитых и более богатых европейских государств. В обеих странах произошли важнейшие преобразова-ния их политических и социальных систем, их культур. Обе страны испытывали при переходе религиозные, социальные и военные потрясения. В обоих случаях переход от «царства» к «империи» рассматривался, как переход от отсталости к просвещению, от замкнутости к открытому миру, несмотря на принципиальную раз-ницу оформлявших такой переход идеологий. Обе страны в конце-концов добились своих целей – превратились в первостепенные мировые империи.

Я, конечно, не могу в своем коротком экскурсе даже обозна-чить все аспекты переходов этих стран из «царства» в «империю». Я хотел бы остановиться лишь на одном из них и посмотреть, как осмысливали этот переход тогдашние шотландские интеллектуа-лы, так называемые literati. Более того, мне почему-то кажется, что их опыт даже более важен для нас сегодня, чем для наших сооте-чественников, живших 300 лет назад.

.

Союз Шотландии с Англией вовсе не был неизбежен. Более того, в конце XVII в. две страны в некоторых областях двигались в

 

..98

разных направлениях, прежде всего, в религии и законодательст-ве. Однако ключевым моментом здесь мог стать экономический и, в первую очередь, торговля. Шотландия все больше зависела в торговле от южного соседа. Перед самым заключением Союза она попыталась построить свою колониальную империю, основав за-морскую колонию в Дарьене (примерно в нынешней Панаме). Од-нако попытка колонизации не удалась, экономически все пошло прахом, государство обанкротилось, а в военном флоте осталось всего два фрегата. Из этой ситуации виделся только один выход в союз, который открывал путь ко всей английской торговле, в том числе заморской, к мгновенному превращению в империю.

Несмотря на потерю суверенитета, Шотландия не перестала быть нацией, сохранив институции и традиции, дававшие скоттам чувство национальной идентичности, не поколебленное созна-тельным переходом почти всей нации на английский язык. Сохра-нились традиции культурные манеры повседневного поведения, языки, питание, игры. Осталась неприкосновенной система зако-нодательства, которая была более похожа на континентальную, чем на английскую. Процветали собственные школы и университе-ты с особой шотландской системой образования. Наконец, сохра-няла свою независимость пресвитерианская церковь Шотландии. В общем, народ этот даже в унии пользовался удивительно широкой политической и административной автономией.

Само по себе объединение двух стран, возможно, и не при-влекло бы к себе такого внимания, если бы не так называемое «шотландское Просвещение»1, развитие которого связывают с первым веком существования Шотландии в рамках Британской им-перии. Шотландской Просвещение трудно понять, если сводить его к формам профессиональной мысли и к профессиональным тек-стам, однако, передо мною такая задача и не стоит, я коснусь лишь тех, кого можно назвать «идеологами» и практиками шотландского Просвещения.

 Literati не были рассерженными или отчужденными интеллек-туалами, язвительно критиковавшими правящую элиту и власти. Они не были государственными бюрократами, осуществлявшими политические и экономические реформы. Они не были вольными каменщиками, пантеистами или республиканцами, мечтавшими о новом мироустройстве. Они не были аристократами-дилетантами, которые могли позволить себе смелые прогрессивные идеи. Они принадлежали к так называемому среднему классу и были про-фессионалами юристами, священниками, профессорами универ-ситетов, врачами представителями «свободных профессий» в провинциальном обществе. Тогдашний шотландский идеал – «lad o’pairts», выходец из бедной семьи, поднявшийся с помощью обра-

99

зования и собственных усилий до выдающегося профессионально-го положения.

Наиболее важной составляющей среднего класса были все-возможные юристы. Они составляли бoльшую часть образованной читающей публики, интересовавшейся литературой и философи-ей. Вообще, городская публика, особенно в столице Эдинбурге, была традиционно весьма хорошо юридически образована и вос-принимала многие идеи и теории сквозь призму юридизма. Кроме того, она привыкла жить городской демократической общиной, что означало существование огромного количества неформальных обществ и клубов, где все и всяческие общественные, идеологиче-ские и даже теоретические проблемы продуктивно обсуждались во время дружеских обедов и в собраниях просвещенных любителей.

Другой особенностью этого общества была непрерывная, еще со средних веков идущая традиция университетского образования, не поколебленная Реформацией и религиозными распрями. В шотландской образовательной традиции огромная роль отводи-лась общим курсам и философии, считавшейся основой любого теоретизма. Религия тоже играла огромную роль в обществе, од-нако проблемы собственно религии, доведшие Шотландию до гра-жданской войны, были, в конце-концов, все-таки выведены за скоб-ки политической жизни. Пресвитерианская церковь осталась важ-нейшим самостоятельным общественным институтом, а ее клир священники с университетским образованием существенной про-светительской силой.

Одной из характерных черт было тогда обращение многих мыслителей к проблеме «человек и общество», к социальному по-ведению человечества, к моральной философии и исторической социологии. В создаваемой тогда новой идеологии ключевыми словами были «community» и «improvement». Оба они весьма мно-гозначны и иногда трудно поддаются переводу2. Ясно лишь, что первое понятие имеет отношение к обществу, сотрудничеству, со-вместному действию; второе имеет в виду улучшение, совершен-ствование, постепенное, контролируемое и осмысливаемое изме-нение. Literati занимались своей профессиональной интеллекту-альной деятельностью, но цель их была вполне социальна и практична: улучшение жизни людей и устройства общества.

Одним из средств такого улучшения, участия в высокоразви-той культуре был переход на английский язык. Чтобы изжить про-винциальный комплекс неполноценности, literati уделяли освоению английского и риторике центральное место. Буквально за одно по-коление появилась блестящая англоязычная гуманитарная шот-ландская культура.

Одной из частей этой культуры была новая историософия. Шотландские историки того времени Уильям Робертсон, Дэвид

100

Юм, Джон Далримпл занимались пересмотром взглядов на про-шлое Шотландии, подвергая критике прежние трактовки. Так, по-следний писал, что власть в доимперской Шотландии была смесью монархии и олигархии; при этом мелкое дворянство не могло слу-жить нации, а аристократия угнетала ее3. Робертсона же занимал вопрос, почему политическая и клерикальная элиты того времени не смогли выполнить свои обязательства перед нацией. Задачей историков была теперь очистка их области от средневековых ми-фов об уникальном древнем наследии шотландской нации. Следо-вало понять теперь, что история всех институтов этой нации была составной частью общеевропейской истории. Средневековая Шот-ландия погружалась в новой интерпретации прошлого в феодаль-ную анархию, угнетение и летаргию, гораздо более глубокую, чем у других европейских народов. Неограниченная власть баронов, от-сутствие хороших дорог, клановая структура общества, бесконеч-ные войны на границах, слабая центральная королевская власть все это с точки зрения просвещенного XVIII века было характерно для страны еще меньше века назад (некоторые историки и в веке 20-ом говорили о «мрачном, темном XVII-ом веке»). В отличие от Англии, где существовало счастливое равновесие в триаде ари-стократия монарх общество, в Шотландии, как и, например, в Польше, нобилитет заправлял в парламенте и имел слишком большую власть над слабыми монархами и обществом. Объеди-нение с Англией позволило значительно сократить путь от застой-ной ограниченной монархии средневекового типа к современной монархической форме правления, при которой общество тоже имеет свой независимый голос наравне с баронами4. Была ли но-вая трактовка истории предательством прошлого Шотландии? Патриотизм не заключался тогда в сохранении древних предрас-судков, но в усилиях улучшить [improve] условия жизни в Шотлан-дии. Такие патриоты получили теперь, в империи, гражданские свободы, которых никогда не существовало в независимой Шот-ландии.

Ректор Эдинбургского университета и крупнейший церковный деятель Уильям Робертсон был историком-патриотом, но особого сорта он приветствовал объединение Англии и Шотландии и изо-бразил появление «Великой Британии» как кульминацию истории Шотландии. Изданная в 1759 г. его «История Шотландии во время правления королевы Марии и Якова VI» славила объединение шотландской и английской корон в 1603 г. и появление Великобри-тании, принесшее значительные улучшения гражданского управ-ления и торговли для народов обеих стран. Объединившись, они могут достичь того выдающегося положения и того авторитета в Европе, которых они были лишены во времена относительной ав-

101

тономии5. Попытки Шотландии обратиться к общеевропейским об-разцам модернизации, предпринятые до унии с Англией, т.е. вне империи, потерпели неудачу.

В опубликованной в 1777 г. «Истории Америки» Робертсон, описывая излишние страдания индейцев при покорении их евро-пейцами, все же акцентирует те блага, которые европейская экс-пансия принесла в Новый мир улучшение сельского хозяйства, торговли и коммуникаций. Империя должна нести именно эти бла-га, однако те, кто их несет, обычно подвержены двум типично ев-ропейским недостаткам: преувеличенной любви к золоту и стрем-лению во что бы то ни стало обратить всех в свою религию. Ро-бертсон верил в прогресс и провиденциальность истории. Свой последний исторический труд, вышедший в 1791 г., он, рассказы-вая с симпатией о древней индийской цивилизации, заканчивает трогательным призывом к европейским империям, расширяющим свое господство в Индии, избегать излишнего применения силы и жестокостей, проявлять терпимость и уважение к богатому и древ-нему культурному наследию.

Своими книгами по истории Индии и Америки У. Робертсон стремился создать из читателей «общину сочувствующих» [a com-munity of sentiment] в мире, все более объединяемым западным империализмом, и определить цивилизационную миссию Запада6. Вообще, его труды можно рассматривать как грандиозную историю происхождения современной европейской цивилизации, рождения современной государственной системы и расширения империи в век торговли и просвещения7. Будущее Шотландии, как и всей Ев-ропы в распространении по миру европейских образцов полити-ческой и культурной жизни. Процессом этим руководит коллектив-ный европейский «гений», состоящий в общем этническом харак-тере и классическом культурном наследии. Шотландия, как и другие страны Европы, может теперь принимать участие в осуще-ствлении этой «европейскости»8. В неопубликованной проповеди 1788 г. Робертсон говорит: «Все цивилизованные нации Европы можно рассматривать как одно необычное сообщество [community]. Взаимодействие между ними велико, и всякие улучшения [im-provement] в науке, искусстве, торговле или управлении, появив-шиеся в одной из них, вскоре становятся известными в других, пе-ренимаются и копируются. Таким образом появляется <…> общее сходство всех народов Европы и их значительное превосходство над остальным человечеством»9.

Как и ранее Вольтер, Робертсон применил в своих историче-ских сочинениях космополитический культурный подход, который ранее ассоциировался с аристократией. Он старался создать чув-ство национальной идентичности в Шотландии, которое имело в

102

основе модель просвещенного социального самоуправления через партнерство аристократических и профессиональных лидеров. Та-кого партнерства как раз и не было в XVIII в.

Робертсон считал союз с Англией освобождением от угнете-ния Шотландии собственными аристократами. Однако особенно важно было в этом союзе сохранить представление о независимом статусе Шотландии перед союзом, чтобы это был союз равных су-веренных государств, а не поглощение вассала сувереном или слабой нации сильной.

Союз бедной, социально и экономически отсталой Шотландии с процветающей Англией вовсе не был в глазах literati союзом не-равным. Более того, Шотландия имела, на их взгляд, даже опре-деленные преимущества над сытой и чересчур коммерческой со-седкой. Так, Адам Смит считал, что его родина имеет преимущест-ва в области культуры и образования, которые она получила частью из своего религиозного пресвитерианского наследия, ча-стью из своих особых отношений с Францией. По Смиту, Шотлан-дия может снабжать партнера общими идеями и гуманитарной культурой. Без них Англия не сможет продолжить свое развитие, хотя она не проявляет в данный момент интереса к ним и не может породить их сама. Без сомнения, говорил Смит, такая специализа-ция в энциклопедической и книжной культуре не будет очень до-ходной в материальном смысле, но придаст шотландцам в импе-рии некий особый статус, и статус этот, подчеркивает Смит, как нельзя лучше соответствует самой человеческой природе. Спе-циализированная, механистическая и неметафизическая культура Англии объединилась в империи с гуманитарной, интеллектуально прогрессивной, философствующей и метафизической даже на обыденном уровне культурой Шотландии10.

Адам Фергюсон высказывал совершенно другое мнение. Бу-дучи мыслителем по преимуществу политическим, он считал, что роль Шотландии в имперском союзе не интеллектуальная, а стра-тегическая. По Фергюсону, главное преимущество союза не в обо-гащении Шотландии, а в сохранении британских свобод перед ли-цом опасностей, грозящих от таких мощных централизованных го-сударств, как Франция и Испания11. Он беспокоился также, не разрушит ли новое общество, основанное на коммерции и всевоз-можных частных контрактах, персональные связи, чувства дружбы, характерные для нормального человеческого сообщества [a genu-inely human community]12.

Таким образом, к середине XVIII в. был осознан и сформули-рован новый «просвещенный» шотландский патриотизм и в его свете пересмотрено прошлое страны. Literati переизобрели, пере-толковали Шотландию в северную провинцию цветущей и прогрес-

103

сивной англоязычной Великобритании. Потеряв национальную не-зависимость, Шотландия вновь обрела свой голос. Став частью империи, она перестала и в Европе рассматриваться как полуци-вилизованный край религиозного фанатизма, диких горцев и бес-конечной партизанщины якобитов.

.. .

Используя пример совершенно другой страны и иначе устро-енного общества, одновременно с Россией переходившего от «царства» к «империи», мы можем по-другому взглянуть и на нашу историю. При рассмотрении чужого общества мы можем выдер-жать эмоциональную и идеологическую дистанцию и лучше раз-граничить историю и идеологию. Мы можем увидеть, чем отлича-ется преобразование общества от преобразования государства и какую роль может сыграть в улучшении общественной жизни «де-мократический интеллект».

1 См. обсуждение определения этого явления в: Sher R.B. Church and University in the Scottish Enlightenment. The Moderate Literati of Edinburgh. Princeton, N.J., 1985; в частности, Introduction. The problem of the Scottish Enlightenment. P. 3–19.

2 Вот, например, возможные оттенки в переводе понятия «community»: общность, общее владение, согласованные взгляды, общность интересов, живущие в одном месте, государство, община, землячество, деловые круги в какой-либо профессио-нальной области, общество, объединение, сообщество, коммуна.

3 Dalrymple J. An Essay Towards a General History of Feudal Property in Great Britain. L., 1757. P. 330.

4 Robertson W. The History of Scotland. Vol. 2. P. 249, 252–253.

5 Robertson W. The History of Scotland. Vol. 2. L., 1759. P. 249.

6 Brown S.J. Introduction // William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 4.

7 Phillipson N. Providence and Progress: an Introduction to the Historical Thought of Wil-liam Robertson // William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 55.

8 O’Brien K. Robertson’s Place in the Development of Eighteenth-Century Narrative His-tory // William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 75.

9 Robertson – MacDonald Papers, MS 3979, fo. 15. The National Library of Scotland. Цит. по: O’Brien K. Robertson’s Place in the Development of Eighteenth-Century Narra-tive History // William Robertson and the Expansion of Empire. / Ed. by S.J. Brown. Cam-bridge: Cambridge University Press, 1997. P. 76. Отмечу, что практически невозможно найти у literati высказывания об обществе, не содержащее слов community и im-provement...

10 Смит пишет об этом в «Богатстве народов» (т. 2). См: Davie G.E. The Scottish Enlightenment and Other Essays. Edinburgh, 1991. P. 31–33.

11 См: Davie G.E. The Scottish Enlightenment and Other Essays. Edinburgh, 1991. P. 37–39.

12 Kettler D. The Social and Political Thought of Adam Ferguson. Ohio State University Press, 1965. P. 5.

 

 

Используются технологии uCoz