342
СТАРАЯ
ВЕРА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ*
Е.М.
Юхименко
Москва
Середина XVII в. – трагическое время в
истории русской пра-вославной церкви, время ее раскола. Оппозиция реформе
патри-арха Никона сразу стала восприниматься как факт жизни не столь-ко
церковной, сколько государственной, поэтому дальнейшая ис-тория
старообрядчества оказалась тесно связанной с политикой государства в отношении
ревнителей древнего благочестия.1 Пе-реход от Царства к Империи,
сопровождавшийся перестройкой всего государственного организма, коренным образом
сказался на положении старообрядчества, и сказался в положительном плане:
старая вера была легализована. Парадокс состоит в том, что именно идейно чуждая
Империя дала старообрядцам, духовным наследникам православного Московского
царства, возможности для внутреннего развития.
Преследования не согласных с начавшейся в
1653 г. церков-ной реформой последовали незамедлительно, после Собора 1666–1667
гг. это было закреплено законодательно. По действо-вавшему тогда «Уложению»
1649 г., за преступления против веры и церкви полагалась смертная казнь. Эта
статья была распростра-нена на приверженцев древних церковных обрядов.
Пик противостояния старообрядчества и
государственной власти пришелся на 1680-е гг. В 1682 г. все граждане страны
должны были принести присягу на верность новым государям – Ивану и Петру
Алексеевичам. Этот вопрос был для старообрядче-ства принципиальным: от них
требовали принести присягу власти, которую они считали неблагочестивой и,
следовательно, присяг-нуть ей не могли. Отказ от присяги повлек за собой
широкую волну сысков по всей России, преследования стали массовыми. Именно на
период 1682–1684 гг. приходится бoльшая часть сохранившихся в архивах следственных дел о старообрядцах.
С резким обострением гонений связана такая
крайне важная проблема в истории старообрядчества, как самосожжения. Цер-ковные
историки XIX в. видели в самосожжениях склонность ста-рообрядцев к
самоистреблению и преступление против заповедей христианства.2 Однако
выявленные недавно архивные материалы позволяют пересмотреть этот вопрос. Можно
с полным основани-ем утверждать, что самосожжения были в старообрядческой среде
вынужденной мерой, «криком отчаяния», единственной возможно-стью избежать хотя
бы такой страшной ценой мучений и смерти от рук противников.3
343 Хронология «гарей» также убеждает в том,
что это явление было
ответом на государственную политику по отношению к ста-рообрядцам.
Помимо 1680-х гг. мы наблюдаем всплески самосо-жжений и в XVIII
в.
в периоды проведения
следствий и переписей. Это понимали и сами власти. Заметим, что в 1762 г. был принят указ о прекращении «ввиду предупреждения самосожжений»
про-изводившихся против старообрядцев
следствий.4 Таким
образом, вплоть
до конца XVII в.
старообрядцы,
под-вергаясь открытым преследованиям,
не имели возможности за-няться обустройством полноценной
жизни своих общин. Напря-женные эсхатологические ожидания,
угроза прихода воинской
ко-манды
отодвигали созидательные задачи на второй план. Петр I, который в своей политике
руководствовался, прежде всего, соображениями пользы, решил отказаться от столь невы-годной политики своих
предшественников и эксплуатировать прин-цип веротерпимости для пополнения
государственной казны. Ука-зом 1702 г. была провозглашена веротерпимость в государстве,
однако для старообрядцев
она имела очень существенные ограни-чения.5 В 1705 г. для них была введена пошлина на
бороду, по
уп-лате
которой выдавался жетон с изображением носа, усов и боро-ды и надписью:
«Деньги взяты».
В 1716
г.
старообрядцам было
дозволено наравне с другими подданными открыто жить в селени-ях и городах,
но при условии платежа
двойного оклада и без права пропаганды своего учения.
Таким образом,
государство от репрес-сий перешло к постепенной легализации
старообрядчества, в пол-ной мере этот процесс завершился только в 1905
г.
с опубликова-нием 17 октября манифеста о веротерпимости.
Наиболее яркий пример
реализации внутренних возможностей старообрядческой общины в условиях Империи –
Выговское ста-рообрядческое общежительство.
Поразителен
стремительный рост этой общины. Еще в начале 90-х гг. XVII в. Выговская пустынь,
где через несколько лет
вырос монастырь, представляла собой непро-ходимые чащи и болота,
среди которых были
затеряны отдельные небольшие поселения, в том числе кельи иноков,
выходцев из се-верных монастырей,
главным образом
Соловецкого. К 1692
г.
от-носится документальное свидетельство
о ските инока Корнилия: это поселение состояло из 10 келий, стоявших «врознь» по берегу Выга:
«И в зборе...
из разных городов и мест
мужеска полу и жен-ска, жонок и девок и стариц, по смете человек со сто.
<…> на реке,
против тех келей,
построена мелница.
<…> построены есть
у келей малыи хороминки на столбах, и в них держат хлеб,
а пашут оне хлеб без
лошадей, а
землю розмягчают собою железными кокота-ми. <…> А женеск,
де,
пол от мужеска полу
живут особо, а
не в од-нех
кельях».6 Еще
более налаженным хозяйством располагало на- 344
ходившееся неподалеку «Данилкино пристанище» (поселение ино-го, мирского типа):
«а хлеб, де, оне пашут на лошадех, а
лошадей у них в том пристанище з десяток, и хлеба, де, у них напахано про свой обиход есть; а рыбу, де, ловят на диких
озерах и в Выгу-реке около
своих пристанищ».7 Однако,
как свидетельствует тот же ис-точник, этим поселениями постоянно угрожал приход воинской ко-манды, а вместе с ней и насильственный конец.
Несомненна типологическая близость поселения
Даниила Ви-кулина к дорским «селищам», подробное описание которых сохра-нилось в следственном деле 1683–1684 гг. о каргопольских
старо-обрядцах, обосновавшихся в Заднедубровской волости на
реке Чаженге: ушедшие из родных
мест крестьяне выстроили здесь де-ревни, расчистили землю
под пашню, занялись земледелием
и рыболовством.8 Однако в ходе
правительственного розыска эти поселения были разорены, а некоторые при подходе воинской ко-манды сожглись.
Выговское старообрядчество имело более
счастливую судьбу.
С организацией в 1694 г. общежительства, объединившего
до-толе разрозненно
существовавшие поселения, и
ослаблением в середине 1690-х
гг. гонений развитие выговского
староверия полу-чило
принципиально новый импульс. Центральное
поселение оформилось как монастырь. Значительный рост численности жи-телей (к 1698 г. число насельников достигло 2 тысяч) и поддержка
местных крестьян способствовали интенсивному экономическому развитию пустыни.
Уже в последние годы XVII в. общежительство располагало сложившимся обширным и многоотраслевым хозяй-ством, включавшим земледелие, скотоводство,
различные ремес-ла, рыбные и звериные промыслы, торговлю.
Кардинальным образом изменила правовое и,
как следствие, конфессиональное положение Выговского
общежительства при-писка его в 1704
г. к Олонецким Петровским заводам. Выговцы должны были изыскивать и разрабатывать месторождения руды,
взамен же получали возможность вести
богослужение по старопе-чатным
книгам. Указом от 7 сентября 1705 г. Выговское общежи-тельство признавалось самостоятельной
хозяйственной единицей, имеющей
выборного старосту и его помощника; была обещана за-щита от
всякого «утеснения».9
Следует отметить, что, не признавая внешний мир истинно православным и до 1739 г. даже не молясь за правящего импера-тора, Выговское
общежительство, тем не менее,
вполне добросо-вестно участвовало в начинаниях
общегосударственного масш-таба.
Выговские старообрядцы были приписаны к
находившемуся неподалеку от их селения Повенецкому заводу. Из всех трудовых
345 повинностей им была доверена самая
квалифицированная – изы-скание рудных месторождений. Среди общежителей было много
рудознатцев (местные
крестьяне издавна занимались железодела-тельным промыслом).
В официальной документации
канцелярии начальника Олонецких заводов Алексея Семеновича Чоглокова
упоминаются Даниил Викулин, Андрей и Семен Денисовы, основа-тель Сергиева скита старец Сергий и
другие, чьи
экспедиции об-следовали
весь район старообрядческого Суземка. Выговцы, как свидетельствуют документы,
искали «непрестанно»
и «с прилежа-нием». Не вызывает сомнения,
что выговцы
действительно были опытными рудознатцами (напомним,
что они разыскивали руды
и для Демидовских заводов в Сибири, в частности в 1723
г.
ими бы-ло открыто богатейшее Колывано-Воскресенское месторождение меди).
По этой причине
начальники Олонецких заводов А.С. Чо-глоков и позже В. Геннин и,
конечно,
управляющий Повенецким
заводом Г. Традел
высоко ценили участие пустынножителей в ра-боте казенных предприятий,
поскольку от их
деятельности, требо-вавшей большого опыта и высокой
квалификации, зависело
обес-печение
литейного производства сырьем. В иностранных специа-листах Петровского времени выговцы
нашли себе поддержку в конфессиональных вопросах. Легализация старообрядчества в
Петровское время сопровождалась усилением миссионерской дея-тельности официальной церкви.
Во всех подобных случаях,
а именно:
в 1706–1708
гг.
и в 1722–1723
гг.,
выговцы воспользова-лись расположением к ним заводского
начальства, чтобы
избежать открытой полемики с миссионерами, что могло привести к закры-тию общежительства.
В.
Геннин не боялся
оказывать открытое по-кровительство даже состоявшим под следствием выговским на-ставникам,
как было в 1714–1717
гг.
и в 1718
г.
Контакты старообрядцев с
Вилимом Геннином имели и лите-ратурное выражение. Сохранилось адресованное ему послание,
писанное Андреем
Денисовым в 1721 г.,
в котором автор от лица
выговцев благодарил коменданта Олонецких заводов за сообще-ние о подписании Ништадтского мира и
выражал общую радость «о благополучии государьском».10 Одними из первых выговцы занялись
доставкой хлеба из По-волжья в строящийся Петербург. Закупки хлеба в низовых городах для
нужд общежительства и на продажу были организованы уже в 1698
г.
В последующие годы эти
операции приобрели настоящий размах. В 1740-х гг. выговским наставником Мануилом
Петровым было составлено «Наставление братии, занятой в торговом про-мысле».11 В этом документе даются подробные
инструкции по ор-ганизации закупок хлеба в Поволжье и доставки его в Петербург,
346
детально рассматриваются вопросы хранения,
транспортировки, продажи и сдачи в аренду судов и такелажа,
система учета товара и отчетности.
Выговцы имели в столице свое подворье,
торговые дела они предпочитали вести
со своими единоверцами, записанными
в пе-тербургское купечество.
Из таких их компаньонов известны Алек-сей и Леонтий Копнины, у которых в общежительстве жили отец,
брат и сестра. Торговые дела сводили выговцев и с другими
пред-ставителями купечества,
видимо, также сочувствовавшими старой вере. В выговских источниках содержатся указания на помощь, ко-торую оказывал в Новгороде заключенным старообрядцам в 1714–1717 гг. Михаил Иванович Сердюков (1677–1754), новгородский «купецкий
человек», выдающийся русский
гидротехник, строитель первой в
России искусственной Вышневолоцкой водной системы.
К числу деяний выговских старообрядцев,
имевших общегосу-дарственное значение, можно также отнести составление Мануи-лом Петровым в 1746 г. описания и карты речного пути из Белого моря в Санкт-Петербург. Этот документ был подан в Коллегию экономии.12
Должностным лицам Выговского общежительства (киновиар-хам, стряпчим, поверенным) приходилось нередко бывать по де-лам в Петербурге. Поздравительными
посланиями царствующим особам, подарками
и подношениями они сумели снискать распо-ложение в правительственных кругах. Поморские старообрядцы старались быть постоянно в курсе столичных
событий, о чем сви-детельствуют, в частности, письма
Тимофея Андреева Киселева на Выг от 29 мая 1761 г., с сообщением о большом пожаре в сто-лице 26 мая 1761 г., и от 28 декабря 1761 г., с сообщением о воца-рении Петра III.13
Необходимость, которая заставляла выговцев бывать и порою
жить в Петербурге, не заслоняла
от них подлинного облика север-ной
столицы, весьма далекого от
идеала ревнителей старой веры. Как
поступок благочестия расценивается отказ купчихи Наталии Козминичны Галашевской
от столичной жизни и ее переселение (в начале XIX в.) в Лексинскую обитель. «Что творит, – восклицает один из выговских панегиристов, – в каковом цветущем виде и воз-расте, пожелавши разделять с нами, нищетными, как имение,
так скучность сносить пустыннаго
пребывания и протчаго. О
преизряд-наго великодушия и
велеумнейшаго разсуждения! Яко
остави Пет-роград, именительнейшую столицу и в ней все соблазны
мирозри-телных позорищ: преогромнейших каменноздании и борзоходней-ших коней ристании и цугозаложительныя
колесниц бряцания и вся яже в домех и на торжищих вселаскательныя приветьства».14
Ана-логично думал и другой книжник: «О тезоименная святаго Андрея-
347 на супруга!
Ты вместо (злобнаго)
Вавилона прегордой
столицы из-бра
жилище пребывания своей в безмолвной сей пустыни, избра не чертоги знаменитыя,
не полаты седмокровныя,
соответствен-ныя высокоименитости твоей,
но предпочте оным малыя
сия хизи-ны,
преисполненныя страхом
Господним и християноуставными законами».15 Как ни чужда была для старообрядцев
Империя, закрепившая
результаты Никоновской и Петровской реформ, однако именно она дала ревнителям
древнего благочестия возможность не только относительно спокойного
существования, но
и укрепления своих общин. При этом, вполне понятно, бoльших успехов достигли круп-ные, хорошо организованные общины,
умевшие находить допус-тимые компромиссы с внешней властью.
Анализируя
старообрядческую историю XVIII в. с этой точки зрения, мы опять же вернемся к Выгу как
наиболее яркому приме-ру. По своей организационной структуре Выг существенно отли-чался от Керженца,
где отсутствовала
централизация, многочис-ленные скиты и починки были по сути
дела равноправны. Поэтому в конце 1710-х – начале 1720-х гг. Керженец не сумел выстоять перед
миссионерским напором епископа Питирима. Менее лояль-ные по отношению к власти течения
старообрядчества, такие, как федосеевцы и позже филипповцы,
также не сумели достичь
тех хозяйственных успехов, на которых покоилось духовное и культур-ное процветание выговской общины.
Действительно,
в условиях Империи
Выговскому общежитель-ству удалось достичь небывалого подъема духовной,
религиозной и культурной
жизни. В
настоящее время этот факт уже не требует доказательств.
Но важно также обратить
внимание на то, какие
возможности для самореализации получила в Выговской общине человеческая
личность. Созданные
в Выговском общежительстве книгописная, иконо-писная и меднолитейная мастерские дали
многим насельникам возможность проявить свое мастерство.
Судя по количеству даже
сохранившихся выговских памятников книго- и иконописного искус-ства, а также медного литья в этой сфере
трудились десятки, если не сотни людей. Еще более уникальна литературная
школа Выга, собственно
единственная в старообрядчестве, представленная именами десятков писателей и сотнями
названий. Оценивая
эти творческие достижения, следует учитывать, что в социальном от-ношении Выг представлял собой среду
крестьянскую, выходцев
из других слоев и из городов было очень немного. К примеру,
замеча-тельный писатель,
изысканный стилист,
по своему мастерству,
на наш взгляд,
даже превосходящий
братьев Денисовых, Трифон Петров был крестьянином Космозерского села.
348
В 60-е гг. XVIII в. на Выгу был составлен сборник полемико-догматических сочинений. Его составителем, собственноручно надписавшим название «Книга, нарицаемая Неоцененный брали-ант», и автором «Предисловия общественного» был москвич Анд-рей Борисов, впервые пришедший на Выг в 1754 г., а в 1780–1791
гг. киновиарх общежительства. Текст
«Предисловия» замеча-тельно раскрывает чувство собственного достоинства, которое от-личало старообрядцев (заметим,
что гражданские права старооб-рядцев были существенно ограничены по
сравнению с другими жителями Российской империи: они были лишены права занимать любые общественные должности, выступать свидетелями в суде, должны были носить особого покроя платье,
по указу 1745 г. их не могли именовать иначе как «раскольниками»).
«Не
мни, благоразумный читателю,
– пишет автор «Предисло-вия общественного», – яко
безсловесно суть наше состояние и по порицанию нынешних новых учителей
пребываем мы в крайнем невежестве и неразумии о истинней православной вере!
Не тако, не тако суть, яко они пишут и глаголют и нарицают нас неправо противниками святей
апостольстей церкви, раздорниками
и рас-колниками».16
Старообрядческий писатель 60-х гг. XVIII в. отрицает широко
распространенное еще со времен Димитрия Ростовского обвине-ние приверженцев старой веры в невежестве.
Он подчеркивает, что старообрядцы «ограждены в вере» не от невежества, а от пре-мудрых учителей; после
Павла Коломенского, архимандрита
Ника-нора и Герасима Фирсова
названы выговские наставники Андрей и Семен Денисовы, Леонтий Федосеев, Трифон Петров, Даниил Матвеев. Далее составитель сборника замечает:
«Были же и есть и инные ученые,
в сем учением просиявшем святом месте
изряд-ные люди, и неложно во искусности наук, яко грамматикии, ритори-ки, поэтики, логики, диалектики, пения,
арефметики, геометрии, медикии, философии и
отчасти богословии непостыдными по на-шему убожеству и тестоте жития нарещися могут. Егда бо аз мно-гия разных оных ученых мужей увидел и
получил разные ученые и духовныя сложения, тогда при удивлении гласно нарек сие место староверческия Афины. Ибо непогрешно, елико преславны суть противу прочих стран за
учение славные в поднебесней Афины, толико не менше противу всех староверческих мест есть за разные ручьные
и разумные художества сие славное в России старовер-ческое место».17
В «Предисловии общественном» ясно
выражено самосозна-ние личности
Нового времени. Внешняя
мудрость и обучение свет-ским
наукам, по мнению
старообрядческого автора XVIII в.,
не яв-ляются препятствием к сохранению истинной веры. Напротив, в
349 том, что староверие породило «премудрых учителей»,
Андрей Бо-рисов видит божественный промысл.
Писатель выражает
надежду, что,
прочитав сборник
полемических и догматических сочинений, читатель «попремногу возблагодарит всевышнего
Бога, яко
в по-следнее
такое горкоплачевное время не оставил нас презреных быти премудрыми учители,
кои не невежеством
утверждали древ-нее святое благочестие, но истинным ведением святаго яко
Ветха-го,
тако и Новаго закона
писанием».18 В
ситуации отложенных эсхатологических ожиданий старооб-рядчество было вынуждено
приспосабливаться к внешним услови-ям. Его главной задачей оставалось
сохранение веры отцов и де-дов. Реализации этой задачи были подчинены все сферы
духовной и экономической жизни старообрядчества. Во благо себе оно вос-пользовалось теми послаблениями,
которые ему дало
государст-во.
Допуская некоторые
компромиссы в вопросах несущественных, старообрядцы ревностно сохраняли свою
приверженность доре-форменному православию. Верность этому основополагающему
принципу вовсе не требовала самоизоляции. Как оказалось,
старая вера вполне могла
не только существовать, но и развиваться в но-вых условиях имперской России.
1 Подробнее см.:
Юхименко Е.М. Правительственная политика «борьбы с раско-лом» и история старообрядческого движения XVII
– начала XX
в.
// Старообрядче-ство: история, культура,
современность.
М.,
2002. Вып.
9. С.
2–5. 2 Подобных взглядов
придерживается и М.В. Пулькин (см. его статью в наст сбор-нике). 3 См.: Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг, (к проблеме самосожже-ний в русском старообрядчестве)
// Старообрядчество в
России (XVII–XVIII вв.). М.,
1994. [Вып.
1]. С.
64–119. 4 Смирнов П.С. История русского раскола
старообрядства. СПб.,
1895. С.196.
5 См.:
Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе
в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 3–5. 6 Демкова Н.С. Вновь найденный подлинник «Дела об олонецком раскольнике Те-решке Артемьеве»
// Старообрядчество в
России (XVII–XVIII вв.). М.,
1994. [Вып.1].
С.183.
7 Там же.
С.184.
8 См.:
Юхименко Е.М. Каргопольские «гари»… С. 75–79. 9 Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе
в первой четверт XVIII в. СПб., 1909. С.11–12. 10 Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев.
СПб.,
1912. С.105.
№ 60.
11 Юхименко Е.М.
Новонайденные сочинения
выговских писателей // Она же. Выгов-ская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература.
М.,
2002. Т.
2. С.101.
№ 385а. 12 РГАДА. Ф.18. Оп.1. Д. 275. 13 Юхименко Е.М. Новонайденные сочинения выговских
писателей. С.76.
№ 274,
275. 14 РГБ.
Собр.
Барсова.
№ 937.
Л.
56. 15 Там же.
Л.
41–41 об.
16 ГИМ.
Собр.
Хлудова.
№ 272.
Л.
2. 17 Там же.
Л.
3–3 об.
18 Там же.
Л.
6 об.