342

СТАРАЯ ВЕРА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ*

Е.М. Юхименко

Москва

Середина XVII в. – трагическое время в истории русской пра-вославной церкви, время ее раскола. Оппозиция реформе патри-арха Никона сразу стала восприниматься как факт жизни не столь-ко церковной, сколько государственной, поэтому дальнейшая ис-тория старообрядчества оказалась тесно связанной с политикой государства в отношении ревнителей древнего благочестия.1 Пе-реход от Царства к Империи, сопровождавшийся перестройкой всего государственного организма, коренным образом сказался на положении старообрядчества, и сказался в положительном плане: старая вера была легализована. Парадокс состоит в том, что именно идейно чуждая Империя дала старообрядцам, духовным наследникам православного Московского царства, возможности для внутреннего развития.

Преследования не согласных с начавшейся в 1653 г. церков-ной реформой последовали незамедлительно, после Собора 1666–1667 гг. это было закреплено законодательно. По действо-вавшему тогда «Уложению» 1649 г., за преступления против веры и церкви полагалась смертная казнь. Эта статья была распростра-нена на приверженцев древних церковных обрядов.

Пик противостояния старообрядчества и государственной власти пришелся на 1680-е гг. В 1682 г. все граждане страны должны были принести присягу на верность новым государям – Ивану и Петру Алексеевичам. Этот вопрос был для старообрядче-ства принципиальным: от них требовали принести присягу власти, которую они считали неблагочестивой и, следовательно, присяг-нуть ей не могли. Отказ от присяги повлек за собой широкую волну сысков по всей России, преследования стали массовыми. Именно на период 1682–1684 гг. приходится бoльшая часть сохранившихся в архивах следственных дел о старообрядцах.

С резким обострением гонений связана такая крайне важная проблема в истории старообрядчества, как самосожжения. Цер-ковные историки XIX в. видели в самосожжениях склонность ста-рообрядцев к самоистреблению и преступление против заповедей христианства.2 Однако выявленные недавно архивные материалы позволяют пересмотреть этот вопрос. Можно с полным основани-ем утверждать, что самосожжения были в старообрядческой среде вынужденной мерой, «криком отчаяния», единственной возможно-стью избежать хотя бы такой страшной ценой мучений и смерти от рук противников.3

343 Хронология «гарей» также убеждает в том, что это явление было ответом на государственную политику по отношению к ста-рообрядцам. Помимо 1680-х гг. мы наблюдаем всплески самосо-жжений и в XVIII в. в периоды проведения следствий и переписей. Это понимали и сами власти. Заметим, что в 1762 г. был принят указ о прекращении «ввиду предупреждения самосожжений» про-изводившихся против старообрядцев следствий.4 Таким образом, вплоть до конца XVII в. старообрядцы, под-вергаясь открытым преследованиям, не имели возможности за-няться обустройством полноценной жизни своих общин. Напря-женные эсхатологические ожидания, угроза прихода воинской ко-манды отодвигали созидательные задачи на второй план. Петр I, который в своей политике руководствовался, прежде всего, соображениями пользы, решил отказаться от столь невы-годной политики своих предшественников и эксплуатировать прин-цип веротерпимости для пополнения государственной казны. Ука-зом 1702 г. была провозглашена веротерпимость в государстве, однако для старообрядцев она имела очень существенные ограни-чения.5 В 1705 г. для них была введена пошлина на бороду, по уп-лате которой выдавался жетон с изображением носа, усов и боро-ды и надписью: «Деньги взяты». В 1716 г. старообрядцам было дозволено наравне с другими подданными открыто жить в селени-ях и городах, но при условии платежа двойного оклада и без права пропаганды своего учения. Таким образом, государство от репрес-сий перешло к постепенной легализации старообрядчества, в пол-ной мере этот процесс завершился только в 1905 г. с опубликова-нием 17 октября манифеста о веротерпимости. Наиболее яркий пример реализации внутренних возможностей старообрядческой общины в условиях Империи Выговское ста-рообрядческое общежительство. Поразителен стремительный рост этой общины. Еще в начале 90-х гг. XVII в. Выговская пустынь, где через несколько лет вырос монастырь, представляла собой непро-ходимые чащи и болота, среди которых были затеряны отдельные небольшие поселения, в том числе кельи иноков, выходцев из се-верных монастырей, главным образом Соловецкого. К 1692 г. от-носится документальное свидетельство о ските инока Корнилия: это поселение состояло из 10 келий, стоявших «врознь» по берегу Выга: «И в зборе... из разных городов и мест мужеска полу и жен-ска, жонок и девок и стариц, по смете человек со сто. <…> на реке, против тех келей, построена мелница. <…> построены есть у келей малыи хороминки на столбах, и в них держат хлеб, а пашут оне хлеб без лошадей, а землю розмягчают собою железными кокота-ми. <…> А женеск, де, пол от мужеска полу живут особо, а не в од-нех кельях».6 Еще более налаженным хозяйством располагало на- 344

ходившееся неподалеку «Данилкино пристанище» (поселение ино-го, мирского типа): «а хлеб, де, оне пашут на лошадех, а лошадей у них в том пристанище з десяток, и хлеба, де, у них напахано про свой обиход есть; а рыбу, де, ловят на диких озерах и в Выгу-реке около своих пристанищ».7 Однако, как свидетельствует тот же ис-точник, этим поселениями постоянно угрожал приход воинской ко-манды, а вместе с ней и насильственный конец.

Несомненна типологическая близость поселения Даниила Ви-кулина к дорским «селищам», подробное описание которых сохра-нилось в следственном деле 1683–1684 гг. о каргопольских старо-обрядцах, обосновавшихся в Заднедубровской волости на реке Чаженге: ушедшие из родных мест крестьяне выстроили здесь де-ревни, расчистили землю под пашню, занялись земледелием и рыболовством.8 Однако в ходе правительственного розыска эти поселения были разорены, а некоторые при подходе воинской ко-манды сожглись.

Выговское старообрядчество имело более счастливую судьбу.

С организацией в 1694 г. общежительства, объединившего до-толе разрозненно существовавшие поселения, и ослаблением в середине 1690-х гг. гонений развитие выговского староверия полу-чило принципиально новый импульс. Центральное поселение оформилось как монастырь. Значительный рост численности жи-телей (к 1698 г. число насельников достигло 2 тысяч) и поддержка местных крестьян способствовали интенсивному экономическому развитию пустыни. Уже в последние годы XVII в. общежительство располагало сложившимся обширным и многоотраслевым хозяй-ством, включавшим земледелие, скотоводство, различные ремес-ла, рыбные и звериные промыслы, торговлю.

Кардинальным образом изменила правовое и, как следствие, конфессиональное положение Выговского общежительства при-писка его в 1704 г. к Олонецким Петровским заводам. Выговцы должны были изыскивать и разрабатывать месторождения руды, взамен же получали возможность вести богослужение по старопе-чатным книгам. Указом от 7 сентября 1705 г. Выговское общежи-тельство признавалось самостоятельной хозяйственной единицей, имеющей выборного старосту и его помощника; была обещана за-щита от всякого «утеснения».9

Следует отметить, что, не признавая внешний мир истинно православным и до 1739 г. даже не молясь за правящего импера-тора, Выговское общежительство, тем не менее, вполне добросо-вестно участвовало в начинаниях общегосударственного масш-таба.

Выговские старообрядцы были приписаны к находившемуся неподалеку от их селения Повенецкому заводу. Из всех трудовых

345 повинностей им была доверена самая квалифицированная изы-скание рудных месторождений. Среди общежителей было много рудознатцев (местные крестьяне издавна занимались железодела-тельным промыслом). В официальной документации канцелярии начальника Олонецких заводов Алексея Семеновича Чоглокова упоминаются Даниил Викулин, Андрей и Семен Денисовы, основа-тель Сергиева скита старец Сергий и другие, чьи экспедиции об-следовали весь район старообрядческого Суземка. Выговцы, как свидетельствуют документы, искали «непрестанно» и «с прилежа-нием». Не вызывает сомнения, что выговцы действительно были опытными рудознатцами (напомним, что они разыскивали руды и для Демидовских заводов в Сибири, в частности в 1723 г. ими бы-ло открыто богатейшее Колывано-Воскресенское месторождение меди). По этой причине начальники Олонецких заводов А.С. Чо-глоков и позже В. Геннин и, конечно, управляющий Повенецким заводом Г. Традел высоко ценили участие пустынножителей в ра-боте казенных предприятий, поскольку от их деятельности, требо-вавшей большого опыта и высокой квалификации, зависело обес-печение литейного производства сырьем. В иностранных специа-листах Петровского времени выговцы нашли себе поддержку в конфессиональных вопросах. Легализация старообрядчества в Петровское время сопровождалась усилением миссионерской дея-тельности официальной церкви. Во всех подобных случаях, а именно: в 1706–1708 гг. и в 1722–1723 гг., выговцы воспользова-лись расположением к ним заводского начальства, чтобы избежать открытой полемики с миссионерами, что могло привести к закры-тию общежительства. В. Геннин не боялся оказывать открытое по-кровительство даже состоявшим под следствием выговским на-ставникам, как было в 1714–1717 гг. и в 1718 г. Контакты старообрядцев с Вилимом Геннином имели и лите-ратурное выражение. Сохранилось адресованное ему послание, писанное Андреем Денисовым в 1721 г., в котором автор от лица выговцев благодарил коменданта Олонецких заводов за сообще-ние о подписании Ништадтского мира и выражал общую радость «о благополучии государьском».10 Одними из первых выговцы занялись доставкой хлеба из По-волжья в строящийся Петербург. Закупки хлеба в низовых городах для нужд общежительства и на продажу были организованы уже в 1698 г. В последующие годы эти операции приобрели настоящий размах. В 1740-х гг. выговским наставником Мануилом Петровым было составлено «Наставление братии, занятой в торговом про-мысле».11 В этом документе даются подробные инструкции по ор-ганизации закупок хлеба в Поволжье и доставки его в Петербург, 346

детально рассматриваются вопросы хранения, транспортировки, продажи и сдачи в аренду судов и такелажа, система учета товара и отчетности.

Выговцы имели в столице свое подворье, торговые дела они предпочитали вести со своими единоверцами, записанными в пе-тербургское купечество. Из таких их компаньонов известны Алек-сей и Леонтий Копнины, у которых в общежительстве жили отец, брат и сестра. Торговые дела сводили выговцев и с другими пред-ставителями купечества, видимо, также сочувствовавшими старой вере. В выговских источниках содержатся указания на помощь, ко-торую оказывал в Новгороде заключенным старообрядцам в 1714–1717 гг. Михаил Иванович Сердюков (1677–1754), новгородский «купецкий человек», выдающийся русский гидротехник, строитель первой в России искусственной Вышневолоцкой водной системы.

К числу деяний выговских старообрядцев, имевших общегосу-дарственное значение, можно также отнести составление Мануи-лом Петровым в 1746 г. описания и карты речного пути из Белого моря в Санкт-Петербург. Этот документ был подан в Коллегию экономии.12

Должностным лицам Выговского общежительства (киновиар-хам, стряпчим, поверенным) приходилось нередко бывать по де-лам в Петербурге. Поздравительными посланиями царствующим особам, подарками и подношениями они сумели снискать распо-ложение в правительственных кругах. Поморские старообрядцы старались быть постоянно в курсе столичных событий, о чем сви-детельствуют, в частности, письма Тимофея Андреева Киселева на Выг от 29 мая 1761 г., с сообщением о большом пожаре в сто-лице 26 мая 1761 г., и от 28 декабря 1761 г., с сообщением о воца-рении Петра III.13

Необходимость, которая заставляла выговцев бывать и порою жить в Петербурге, не заслоняла от них подлинного облика север-ной столицы, весьма далекого от идеала ревнителей старой веры. Как поступок благочестия расценивается отказ купчихи Наталии Козминичны Галашевской от столичной жизни и ее переселение (в начале XIX в.) в Лексинскую обитель. «Что творит, – восклицает один из выговских панегиристов, – в каковом цветущем виде и воз-расте, пожелавши разделять с нами, нищетными, как имение, так скучность сносить пустыннаго пребывания и протчаго. О преизряд-наго великодушия и велеумнейшаго разсуждения! Яко остави Пет-роград, именительнейшую столицу и в ней все соблазны мирозри-телных позорищ: преогромнейших каменноздании и борзоходней-ших коней ристании и цугозаложительныя колесниц бряцания и вся яже в домех и на торжищих вселаскательныя приветьства».14 Ана-логично думал и другой книжник: «О тезоименная святаго Андрея-

347 на супруга! Ты вместо (злобнаго) Вавилона прегордой столицы из-бра жилище пребывания своей в безмолвной сей пустыни, избра не чертоги знаменитыя, не полаты седмокровныя, соответствен-ныя высокоименитости твоей, но предпочте оным малыя сия хизи-ны, преисполненныя страхом Господним и християноуставными законами».15 Как ни чужда была для старообрядцев Империя, закрепившая результаты Никоновской и Петровской реформ, однако именно она дала ревнителям древнего благочестия возможность не только относительно спокойного существования, но и укрепления своих общин. При этом, вполне понятно, бoльших успехов достигли круп-ные, хорошо организованные общины, умевшие находить допус-тимые компромиссы с внешней властью. Анализируя старообрядческую историю XVIII в. с этой точки зрения, мы опять же вернемся к Выгу как наиболее яркому приме-ру. По своей организационной структуре Выг существенно отли-чался от Керженца, где отсутствовала централизация, многочис-ленные скиты и починки были по сути дела равноправны. Поэтому в конце 1710-х начале 1720-х гг. Керженец не сумел выстоять перед миссионерским напором епископа Питирима. Менее лояль-ные по отношению к власти течения старообрядчества, такие, как федосеевцы и позже филипповцы, также не сумели достичь тех хозяйственных успехов, на которых покоилось духовное и культур-ное процветание выговской общины. Действительно, в условиях Империи Выговскому общежитель-ству удалось достичь небывалого подъема духовной, религиозной и культурной жизни. В настоящее время этот факт уже не требует доказательств. Но важно также обратить внимание на то, какие возможности для самореализации получила в Выговской общине человеческая личность. Созданные в Выговском общежительстве книгописная, иконо-писная и меднолитейная мастерские дали многим насельникам возможность проявить свое мастерство. Судя по количеству даже сохранившихся выговских памятников книго- и иконописного искус-ства, а также медного литья в этой сфере трудились десятки, если не сотни людей. Еще более уникальна литературная школа Выга, собственно единственная в старообрядчестве, представленная именами десятков писателей и сотнями названий. Оценивая эти творческие достижения, следует учитывать, что в социальном от-ношении Выг представлял собой среду крестьянскую, выходцев из других слоев и из городов было очень немного. К примеру, замеча-тельный писатель, изысканный стилист, по своему мастерству, на наш взгляд, даже превосходящий братьев Денисовых, Трифон Петров был крестьянином Космозерского села. 348

В 60-е гг. XVIII в. на Выгу был составлен сборник полемико-догматических сочинений. Его составителем, собственноручно надписавшим название «Книга, нарицаемая Неоцененный брали-ант», и автором «Предисловия общественного» был москвич Анд-рей Борисов, впервые пришедший на Выг в 1754 г., а в 1780–1791 гг. киновиарх общежительства. Текст «Предисловия» замеча-тельно раскрывает чувство собственного достоинства, которое от-личало старообрядцев (заметим, что гражданские права старооб-рядцев были существенно ограничены по сравнению с другими жителями Российской империи: они были лишены права занимать любые общественные должности, выступать свидетелями в суде, должны были носить особого покроя платье, по указу 1745 г. их не могли именовать иначе как «раскольниками»).

 «Не мни, благоразумный читателю, – пишет автор «Предисло-вия общественного», – яко безсловесно суть наше состояние и по порицанию нынешних новых учителей пребываем мы в крайнем невежестве и неразумии о истинней православной вере! Не тако, не тако суть, яко они пишут и глаголют и нарицают нас неправо противниками святей апостольстей церкви, раздорниками и рас-колниками».16

Старообрядческий писатель 60-х гг. XVIII в. отрицает широко распространенное еще со времен Димитрия Ростовского обвине-ние приверженцев старой веры в невежестве. Он подчеркивает, что старообрядцы «ограждены в вере» не от невежества, а от пре-мудрых учителей; после Павла Коломенского, архимандрита Ника-нора и Герасима Фирсова названы выговские наставники Андрей и Семен Денисовы, Леонтий Федосеев, Трифон Петров, Даниил Матвеев. Далее составитель сборника замечает: «Были же и есть и инные ученые, в сем учением просиявшем святом месте изряд-ные люди, и неложно во искусности наук, яко грамматикии, ритори-ки, поэтики, логики, диалектики, пения, арефметики, геометрии, медикии, философии и отчасти богословии непостыдными по на-шему убожеству и тестоте жития нарещися могут. Егда бо аз мно-гия разных оных ученых мужей увидел и получил разные ученые и духовныя сложения, тогда при удивлении гласно нарек сие место староверческия Афины. Ибо непогрешно, елико преславны суть противу прочих стран за учение славные в поднебесней Афины, толико не менше противу всех староверческих мест есть за разные ручьные и разумные художества сие славное в России старовер-ческое место».17

В «Предисловии общественном» ясно выражено самосозна-ние личности Нового времени. Внешняя мудрость и обучение свет-ским наукам, по мнению старообрядческого автора XVIII в., не яв-ляются препятствием к сохранению истинной веры. Напротив, в

349 том, что староверие породило «премудрых учителей», Андрей Бо-рисов видит божественный промысл. Писатель выражает надежду, что, прочитав сборник полемических и догматических сочинений, читатель «попремногу возблагодарит всевышнего Бога, яко в по-следнее такое горкоплачевное время не оставил нас презреных быти премудрыми учители, кои не невежеством утверждали древ-нее святое благочестие, но истинным ведением святаго яко Ветха-го, тако и Новаго закона писанием».18 В ситуации отложенных эсхатологических ожиданий старооб-рядчество было вынуждено приспосабливаться к внешним услови-ям. Его главной задачей оставалось сохранение веры отцов и де-дов. Реализации этой задачи были подчинены все сферы духовной и экономической жизни старообрядчества. Во благо себе оно вос-пользовалось теми послаблениями, которые ему дало государст-во. Допуская некоторые компромиссы в вопросах несущественных, старообрядцы ревностно сохраняли свою приверженность доре-форменному православию. Верность этому основополагающему принципу вовсе не требовала самоизоляции. Как оказалось, старая вера вполне могла не только существовать, но и развиваться в но-вых условиях имперской России. 1 Подробнее см.: Юхименко Е.М. Правительственная политика «борьбы с раско-лом» и история старообрядческого движения XVII – начала XX в. // Старообрядче-ство: история, культура, современность. М., 2002. Вып. 9. С. 2–5. 2 Подобных взглядов придерживается и М.В. Пулькин (см. его статью в наст сбор-нике). 3 См.: Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг, (к проблеме самосожже-ний в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). М., 1994. [Вып. 1]. С. 64–119. 4 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895. С.196. 5 См.: Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 3–5. 6 Демкова Н.С. Вновь найденный подлинник «Дела об олонецком раскольнике Те-решке Артемьеве» // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). М., 1994. [Вып.1]. С.183. 7 Там же. С.184. 8 См.: Юхименко Е.М. Каргопольские «гари»… С. 75–79. 9 Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверт XVIII в. СПб., 1909. С.11–12. 10 Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С.105. 60. 11 Юхименко Е.М. Новонайденные сочинения выговских писателей // Она же. Выгов-ская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 2. С.101. 385а. 12 РГАДА. Ф.18. Оп.1. Д. 275. 13 Юхименко Е.М. Новонайденные сочинения выговских писателей. С.76. 274, 275. 14 РГБ. Собр. Барсова. 937. Л. 56. 15 Там же. Л. 41–41 об. 16 ГИМ. Собр. Хлудова. 272. Л. 2. 17 Там же. Л. 3–3 об. 18 Там же. Л. 6 об.

 

Используются технологии uCoz