379

 

«ЛЕКАРСТВО ДУШЕВНОЕ» КАК ПАМЯТНИК РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

И.В. Дергачева

Москва

 

 

В третьей четверти XVII–XVIII в. на базе тематического ядра синодичных предисловий в России сформировался сборник с ти-повым самоназванием «Лекарство душевное»1. Рубеж XVII–XVIII столетий ознаменовался большими переменами не только в соци-ально-политической жизни России, но и в духовной культуре рус-ского народа. Самосознание человека между «концом» Царства и «началом» Империи претерпело кардинальные изменения. При этом процесс преемственности идей и сюжетов в текстовом про-странстве от Царства к Империи остался непрерывным, однако, изменение произошло в сторону обмирщения и беллетризации ли-тературы. «Новый» человек, Homo legens, в условиях переходного периода оказался вовлеченным в широкий контекст мировой лите-ратуры. Новые сюжеты и новые герои заполнили повествователь-ные сборники четьего характера, пришедшие на смену церковно-учительным. XVII столетие вошло в историю России как «бунташный век», стало временем трудных испытаний, вызвавших кризис самодер-жавия, приведший к смене царской династии. В жизни русской церкви в середине XVII века прошла полоса реформ, начавшихся при патриаршестве Иосифа (1642–1652 г.) и продолженных его преемником на патриаршем престоле Никоном, выдающемся, хотя и неоднозначно воспринимаемом деятелем русской церкви, чьим именем обычно обозначают эту бурную эпоху российской истории. Эти изменения неизбежно привели и к изменению духовного само-сознания русского народа. В русской литературе рубежа XVII–XVIII вв. нарастает процесс беллетризации. «…Объективный ход истории и насущные проблемы дальнейшего развития заставляют Русь все более обращаться к Западу. Несмотря на острую полеми-ку с католицизмом, протестантизмом, политическую борьбу с Лит-вой, Польшей, Швецией, идет процесс неуклонного сближения и все более активного усвоения достижений ушедшей вперед в сво-ем развитии Европы»2. Реформы Петра I стали не сменой курса, а логическим интенсифицированным продолжением политики отца, царя Алексея Михайловича, поклонника польской и европейской культуры. Подобная политика, давшая положительные результаты в политико-экономической жизни страны, привела к отрицанию древнерусского наследия3. В области литературы, получившей с XVIII в. новое название – литература Нового времени, прошел так 380

называемый процесс «обмирщения», приведший «к возникновению новых родов литературы – драмы и лирики, новых жанров – быто-вой, сатирической, авантюрно-приключенческой повести»4. Ориен-тация переводчиков изменилась с произведений византийской ли-тературы на западноевропейские образцы позднего средневековья – «рыцарский роман, бюргерскую бытовую и плутовскую новеллу, авантюрно-приключенческую повесть, юмористические рассказы, анекдоты»5.

Тема, заявленная в самоназвании сборника «Лекарство ду-шевное», является продолжением универсальной антропологиче-ской концепции древнерусского книжника о первичности духовного над телесным. В русских средневековых сборниках популярной была притча о «Духовной аптеке», ориентировавшая на путь спа-сения от телесных недугов методом духовного совершенствова-ния. Так, в списке XIX в. из Костромской центральной библиотеки, ныне хранящемся среди материалов «россыпи» Музейного собра-ния РГБ, приведен такой вариант этой популярной средневековой притчи: «Один доктор спросил у монаха, не знает ли он лекарства от грехов? Знаю, отвечал монах, и прописал ему следующий ре-цепт: сперва нужно пойти в монастырь и накопать корней послу-шания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и раз-весть слезами раскаяния, и смешать веслом покаяния. Потом за-крыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, после сего слить все в сосуд целомудрия и постудить на камне смиренномуд-рия. Принимать по три лошки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления от грехов»6.

Притча о «Духовной аптеке» или «Врачестве греховном»7 бы-ла столь популярна на Руси, что составители могли менять роли действующих лиц. Если в процитированном списке доктора лечил монах, то в иных текстах врач лечил мниха: «Поведаша отцы, яко проходя некто мних сквозе скит, дойде ко врачеству и виде тамо многих приходящая различныя имущих недуги. Единомоу ж комуж-до врая даяше яже на целбу. Вшед оубо некто мних приближися ко врачю. И вопроси его врач, глаголя: «Коея ради потребы прииди, отче?» И мних отвеща: «Есть ли былие во множестве грехов оус-певающее?» Врач рече: «Еи, поиди и возми корен духовнаго оубо-жества, и терпению листвие, и смирения цвет, и молитвы ветвие, и стрыв, смеси в котле послоушания, и ссыпли в решето благих по-мышлений, потом всыпли в горнец благия совести, и прилей воду от слез и покропи с любовию, и от издола возжи пламень божест-веннаго желания, и егда доволно оуврит, иссыпли в сосуд расоуж-

381 дения, и причастися еже от умиления лжицею, и умыйся исповеда-нием и тако отложиши множество грехов»8. Упование на духовный путь спасения и главенствующее зна-чение духа над плотью было характерным для онтологической мо-дели русского средневековья. По своему составу русские лечебни-ки XVII в. напоминали Патерик. Выписки из творений отцов церкви, являвшихся общим структурообразующим элементом для боль-шинства церковно-учительных сборников, составляющих основной массив древнерусских письменных памятников, входят и в состав лечебников. «Они призваны были укрепить в читателе веру, что упование и надежда должны связываться только со всевидящим оком Господним, хотя искусство врачевания принадлежит как ино-кам, так и мирянам»9. Одним из широко распространенных в древнерусской пись-менности памятников, начиная с конца XV века, является четий Синодик10. Его популярность и широкое распространение позво-ляют рассмотреть на материале Синодика возникновение и разви-тие беллетристических начал в древнерусской литературе XVI–XVII веков. Синодики с литературными предисловиями, предва-ряющими Помянники со списками имен лиц для поминовения за здравие и за упокой появились в России в конце XV века и получи-ли в XVII и XVIII веках настолько широкое распространение и попу-лярность, что Е.В. Петухов вслед за Ф.И. Буслаевым11, назвал этот тип памятника «народной книгой»12. В середине XVII века, когда русское общество оправилось от потрясений Смутного времени, развитие Синодика вступает в но-вую фазу. Литературные элементы Синодика, входящие в его пре-дисловия, охвачены общим процессом беллетризации, характер-ной для всей русской письменности того времени. С усилением четьей функции предисловий Синодика их состав максимально расширяется. Он становится Синодиком-литературным сборником, в который помимо Помянника входят литературно-учительные, на-зидательные, литургические, догматические, апокрифические, ис-торические, агиографические и даже естественно-научного харак-тера тексты самых разнообразных жанров, объединенные общей синодичной темой «памяти смертной». Изменение функциональной направленности Синодика от ли-тургического сборника до четьей книги вызвало изменение самого Синодика, который мог теперь обособляться от Помянника и со-стоять целиком из литературных текстов, сохранявших характер-ную для Синодика тематику и направленность13. В третьей четверти XVII–XVIII вв. на базе основного тематиче-ского ядра синодичных предисловий сформировался лицевой цер-ковно-учительный сборник с типовым названием «Лекарство ду- 382

шевное»14 . Известны три рукописи этого памятника, хранящиеся в московских древлехранилищах: 1) РГБ. Ф. 92. Собр. Долгова. 54, 3-я четверть XVII века; 2) Московская государственная Ору-жейная палата. 9312, 1670 г.15; 3) РГАДА. Ф.181. Собр. Архива МИД. 597, 1-я четверть XVIII века.

Сопоставительный анализ списков привел О.Е. Кошелеву к выводу, что, рукопись Оружейной палаты является списком с руко-писи РГБ, а «Лекарство душевное» из собрания РГАДА «является более поздней по времени, но она также близка двум другим руко-писям»16.

В списках «Лекарства душевного» общими структурообразую-щими элементами являются: название сборника и предисловие. Самоназвание его таково: «Лекарство душевное воспоминание смертное, сиречь синодик. Повести зело душеполезны суть. Из-браны древних святых мужеи, трудившихся Бога ради, царствия ради небеснаго и своего ради спасения, его же ради восприяша венць нетленныя, и царствию небесному наследницы быша». Краткое предисловие заимствовано из 1-го синодичного слова Ио-сифа Волоцкого: «И сими душеспасителными книгами и повестми избавишася вечных мук, и нам образ дая, такожде воспоминати на всяк день смертныи час, понеже убо всяко писание о душевнеи ползе глаголет и учит; о телеснем же покои мало вещает, сих же ради душеполезных и спасителных книг, имамы избавитися вечна-го гнева Божиа и сподобитися небесных благ, и хотяще видети вышнии град Иеросалим, чающее милости Божия и желающее со Христом житии во царствии небеснем, его же уготова Бог любящим Его»17.

Обращение к предисловию Иосифа Волоцкого канонической основе Синодиков, подчеркивает синодическую основу сборников «Лекарство душевное». Представляется возможным назвать этот сборник непостоянного состава синодической книгой.

Ряд «повестеи зело душеполезных», следующих за самона-званием и предисловием, варьируется во всех трех списках и име-ет тематику, несколько расширенную по сравнению с синодичной и определяющуюся названием «Лекарство душевное». В статьях, заимствованных из общих с литературным Синодиком источников, представлено не только «воспоминание смертное», но и различно-го рода душеспасительные назидательные истории. Например, «Декемвриа, во 2 день: слово о Месите чародее»; «Февруариа в I день: слово о Марке монасе, како виде беса в тыквах»; «В тои же день (апрелиа в 30 день) слово от патерика, яко не достоит ити от церкви егда поют» – это кочующие рассказы в средневековой пись-менности, которые можно встретить и в Прологах, Измарагдах, Па-териках), а также церковное предание (например, «Ноемвриа, в 30

383 день: слово о проявлении крещения Россииския земли святаго апостола Андреа, како приходил в Россию и благословил место и крест поставил, иде же ныне град Киев». Выход за пределы сино-дичной тематики и беллетризация сборника объясняется оконча-тельной потерей литургической функции «Лекарства душевного», превращением Синодика в исключительно четий сборник, что яви-лось последним этапом рукописной традиции Синодика. Различия в выборе и последовательности сюжетов трех ука-занных рукописей «Лекарства душевного» не имеют принципиаль-ного характера. В качестве примера разберем рукописный памят-ник из собрания РГАДА18. Открывается сборник следующим за предисловием рассказом в духе Палеи о сотворении мира и первого человека Адама, закан-чивающимся описанием погребения Авеля: «Вначале сотвори Богъ мирозиждителнымъ своимъ словомъ небо беззвездное…»19. Шире, нежели в синодиках, приводятся отрывки из Нового Завета из Евангелий от Иоанна, Матфея, Луки: (Л. 58 об.) – «Иоаннъ. Глава .г=. зачало .аi=.»; (Л. 59 об. – 60) – «Матфей. Глава .i=. зачало .ае=.»; (Л. 61 – 62 об.) «Лука. Глава .i=. зачало .н=.». Однако, сле-дующая далее притча «О богатом и Лазаре» из Евангелия от Лу-ки20 занимает по популярности одно из первых мест среди сино-дичных предисловий и дополняется, как правило, миниатюрами, иллюстрирующими повествовательную часть. По популярности у составителей синодичных предисловий может соперничать с притчей «О богатом и Лазаре» лишь, пожа-луй, «История о Макарии и черепе эллина», введенная в Синодик еще преподобным Иосифом Волоцким21. В рассматриваемой руко-писи она помещена на листах 70–70 об. Статьи естественно-научного и календарного характера также характерны для обоих памятников Синодика и «Лекарства ду-шевного»: (Л. 31 об. – 33) «О осми седмицахъ, которыми исполня-ются лета человекомъ»; (Л. 33–36) «Оуставъ годовой о днехъ и неделяхъ, и о праздницехъ постныхъ, и о заговеныхъ дняхъ»; (Л. 36–55 об.) «Роспись в году часомъ дневнымъ и нощнымъ». После ряда назидательных историй, имеющих, как правило, общие с синодичными предисловиями источники, в рассматривае-мом сборнике приведены небольшие по объему сюжетные повест-вования, расположенные по календарному принципу, напоминаю-щие проложные. Ряд из них включает прямые указания на пролог календарный сборник житий святых, расположенных в соответст-вии с днями их церковных памятей и ведущий происхождение от византийских месяцесловов. «Назидательный отдел Пролога не-обычайно богат: его составляют многочисленные рассказы из па-териков, фрагменты из Жития Андрея Юродивого, Повести о Вар- 384

лааме и Иоасафе, Жития Иоанна Милостивого, притчи, поучения Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина (см. «Паренесис» Ефрема Сирина) и т.п.»22. За первым печатным изданием Пролога в Москве в 1641–1643 гг. в XVII в. вышли еще семь изданий.

Постатейная роспись записей календарного характера пока-зывает, что как и проложные, они представляют собою тексты раз-нообразные по жанрам и содержанию, но объединенные единой тематикой доказательством необходимости поминовения усоп-ших. Приводим роспись текстов, расположенных в календарном порядке с записями о чтении их в определенный период времени года, писанными киноварью:

 (Л.132 об.–133 об.) «Месяца септемвриа, в .е=. день, слово о юноше ковавшемъ крестъ Патрикию, иже приложи своего злата .i=. златникъ».

 (Л.135 об.–137 об.) «Месяца септемвриа въ .нi=. день слово о милостыни, яко даяй нищему, Христу даетъ».

 (Л.139 об.–145 об.) «Септемвриа, в .к=. день, слово о пресви-тере, его же связа епископъ от службы».

 (146 об.–152) «Септемвриа в .кв=. день: слово святаго Иоанна Милостиваго о Петре Мытаре».

 (Л.153–154) «Въ .кз=. день святаго Евагриа, еже не судити ближнему».

 (Л.155 об.–160 об.) «Въ .еi=. день, о святемъ Андреи, како ви-де богатаго оумерша».

 (Л.161 об.–168 об.) «Октовриа, въ .зi=. день: слово о разбой-нице спасшемся малыхъ ради слезъ, въ .i=. дни».

 (Л.169 об.–174) «Октовриа в .нi=. день, слово о некоемъ игу-мене его же искуси Христосъ во образе нищаго».

 (Л.175 об.–178) «Октовриа, въ .ке=. день: слово святаго Анд-реа Юродиваго, о некоемъ блуднице оумершемъ».

 (Л.179–183 об.) «Октовриа въ .кs=. день слово о Мусхе деся-тиннике како сотвори милость с убогою женою и не прикоснуся».

 (Л.184 об.–194 об.) «Октовриа въ .нi=. день, слово о купце хри-столюбивомъ. Ему же сотвори бесъ напасть милостыни его не-терпя».

 (Л.195 об.–196 об.) «Октовриа въ .л=. день: слово о святеи старице, яже в пустыни скончася».

 (Л.197 об.–207 об.) «Октовриа въ .ла=. день: слово о Феодоре купце, иже взимая злато оу жидовина, давъ поручника образъ Хри-стовъ, иже на вратехъ Муссию устроенъ».

 (Л. 208 об.–209 об.) «Ноемвриа въ .¤=. день: слово о апостол-скихъ деяний о усопшихъ».

 (Л. 210 об.–215 об.) «Ноемвриа, въ .¤=. день слово яко полез-но есть над умершим творити память»23.

385 (Л. 216 об.–233 об.) «Ноемвриа, въ .si=. день: память святаго апостола и евангелиста Матфеа24». (Л. 234 об.–236 об.) «Ноемвриа, въ .¤i=. день: притча святаго Варлаама о временнемъ сем веце: Сего света житие человеческое маловременное подобно есть мужу бегающу от лица беснующаго-ся единорога…». (Л. 237 об.–243) «Ноемвриа въ .кг=. день повесть видения, Ио-анна некоего юноши зело полезна». (Л. 244–246 об.) «Ноемвриа, въ .л=. день: слово о проявлении крещения Российския земли святаго апостола Андреа како прихо-дилъ въ Россию, и благословилъ место и крестъ поставилъ, идеже ныне градъ Киевъ». (Л. 247 об.–252) «Декемвриа, во .в=. день: слово о Месите ча-родее». (Л. 253 об.–260 об.) «Декемвриа въ .ла=. день: слово от пате-рика о некоей святей старице и постнице». (Л. 261 об.–262 об.) «Ианнуариа, въ .дi=. день: слово о погре-бающихъся въ церкви грешницех». (Л. 263–266 об.) «Въ .еi=. день. Слово о кладущихъся въ церк-вахъ». (267 об.–269 об.) «Въ .зi=. день. Иоанна Екзарха, да не жела-емъ погребатися во святыхъ церквахъ». (Л. 270–272 об.) «Въ .¤i=. день о спасшемся от болезни мило-стыни ради, и паки раскаявся оумре». (Л. 273 об.–275) «Въ .кs=. День, святаго Григориа Папы Рим-скаго о смерти праведныхъ». (Л. 276 об.–277 об.) «Ианнуариа в седмый на десять день сло-во о черноризце Мартирии, како Христа ношаше». (Л. 278 об.–281 об.) «Ианнуариа въ .¤i=. день сказание от жи-тиа преподобнаго отца нашего Макариа Египетскаго». (Л. 282 об.–286 об.) «Ианнуариа въ .к¤=. день сказание святаго Григориа Двоеслова, о манасе оумершем в епитимии, и паки слу-жившем за нь сокороустие, и прощена бысть душа его». (Л. 287 об.–288 об.) «Февруариа въ .i=. день: слово о Марке монасе, како виде беса в тыквахъ». (Л. 289 об.–292 об.) «Месяца февруариа въ .вi=. день, слово святаго Григориа папы Римскаго, о монасе, иже данъ бысть змиеви на снедь греха ради, и молитвою братии избавленъ бысть». (Л. 293 об.–300 об.) «Марта въ .кн=. день: слово о некоемъ воине именем Таксиоте воскресшемъ из мертвыхъ». (Л. 301 об.–304 об.) «Апреллиа въ .а=. день: слово о покаянии грешныхъ». 386

(Л. 305 об.–310 об.) «Апреллиа въ .аi=. день, слово о Евагрии Философе, его же крести Синесеи епископъ, и даде ему рукописа-ние, милостыни ради».

 (Л. 311 об.–312 об.) «Апрелиа во .вi=. день, житие преподоб-ныя Афанасии игумении».

 (Л. 313 об.–315). «Апреллиа въ .si=. день: притча Варлаама старца о трехъ друзехъ».

 (Л. 316 об.–321 об.) «Апрелиа въ .л=. день, слово о Магист-риане иже мертваго своею срачицею покры нага лежаща».

 (Л. 322 об.–330 об.) «В той же день, слово от патерика, яко не-достоит ити от церкви егда поютъ».

 (Л. 331 об.–335 об.) «Маиа въ .кг=. день, слово Григория Двое-слова о воине оумершемъ, и паки воскресшемъ, и елика тамо виде поведа».

 (Л. 336 об.–339) «Месяца иуния въ .ка=. день: слово о некоем старце духовнемъ иже многие намъ повести о спасении списа».

 (Л. 339 об.–340 об.) «Иулиа въ .i=. день: повесть Григориа Двоеслова о корабленике оутопшемъ в мори, и о приношении за душу его».

 (Л. 341 об.–342) «Иулиа въ .i=. день, слово от беседъ святаго Григория».

 (Л. 342 об.–344) Статья, общая с синодичными, на душеспаси-тельную тематику.

 (Л. 344 об.–347 об.) «Августа въ .аi=. день, слово о некоемъ блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остася».

 (Л. 348 об.–351 об.) «Августа въ .з=. день, сказание Григориа Двоеслова о просфоре, еже за усопшыхъ душы въ службах слу-жат».

 (Л. 352 об.) «Августа въ .кг=. день. Поведа отецъ некии книж-никъ же бяше, имея чтеца поставление, сей и оумре, иже по неко-емъ времени являшеся нагъ стоя, весь огорелъ, яко за пререкова-ние закону и писаниемъ».

 (Л. 353 об.–356 об.) «Августа в .кд=. повесть от старчества. Та-кову ину главизну исповеда намъ блаженный отецъ нашъ Киръ Лу-ка…».

 (Л. 357 об.–366 об.) «Повесть от патерика душеполезна о из-ведшем матерь свою от мучения, молитвъ ради святыхъ и препо-добныхъ отецъ».

 (Л. 367 об.–372 об.) «Григория Двоеслова, повесть о Пасхасии диаконе».

 (Л. 373 об.–380) История о Макарии и двух ангелах, популяр-ная у составителей синодичных предисловий.

 (Л. 380 об.–381) «Некии мнихъ в пустыни безмолствоваше, и близъ его живяше другии инокъ, въ далее, яко десять поприщь…».

387 Тема духовного совершенствования, необходимого для сни-скания Царствия небесного, несущая огромный нравственный им-ператив, объединяет три разные по жанрам и функциям письмен-ных памятника притчи об «Аптеке духовной», Синодики и «Ле-карство душевное». «Всяко оубо писание Богодухновенно, полезно есть глаголетъ Великии Василии, яко же во общеи врачебницы все человецы исцеление кождо своеи страсти избираютъпотщимся со слезами Богови на всякъ день жрети жертвы божественныхъ писании и разумеетъ пользу сихъ»25. Как четий сборник, в отличие от Синодиков, лежащих в его ос-нове, «Лекарство душевное» не получило традиции бытования в новой России ему на смену пришли иные темы. Свидетельством обмирщения литературных идей и сюжетов могут служить сле-дующие данные, заимствованные из Сводного каталога русской книги гражданской печати XVIII века. Под № 2775 числится сборник под близким названием, однако с иным содержанием: «Лекарство для болящия души, или Правила открывающия путь к достижению царствия небеснаго. Собранныя из разных писателей; а особенно из сочинения Фомы Кемпийского, под названием: О последовании Иисусу Христу. И. М. М., Унив. Тип., у Ридигера и Клаудия, 1799. 182 с.16’. В конце посвящения автор: Иван Михайлов. ГБЛ; БАН; ГПБ; ГПИБ»26. Три других сборника призваны быть уже не душевным лекар-ством, а, напротив, лекарством от задумчивости, что свидетельст-вует о кардинальном изменении ментальности составителей со-поставляемых сборников: 1) «3567. Лекарство от задумчивости и безсонницы, или вторая часть Настоящих руских сказок где помещены следующия: о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче, о его храбрости и неизобразимой красоте царевны Анастасии Вахрамеевны, о храбром и смелом кавалере Иване царевиче и о прекрасной супру-ге его Царь девице; о семи Семионах родных братьях; о Игнатье царевиче и о Суворе невидимке мужичке; о Силе царевиче и о Ивашке белой рубашке. Иждивением И. Г. Спб., тип. Ф. Мейера, 1793. 254 с.12’. ГБЛ; БАН; ГПБ». 2) «3568. Лекарство от задумчивости и безсонницы или На-стоящия руския сказки. З. С. И. Спб., печ. У Вильковскаго и Галчен-кова, 1768. 246 с. 8’». [Содержание сходно с № 3567 – И.Д.]. 3) «3569. Лекарство от задумчивости и безсонницы, или Настоящия руския сказки. СПб., продается по 90 коп. в доме г. ка-мер-юнкера Зубова по Невск. Перспективе у Аничковскаго мосту 388 [тип. Богдановича], 1791. 179

с. 8’. БАН.» [Содержание сходное №№ 3567, 3568 – И.Д.].

Крайней степенью обмирщения сюжетов сборника, содержа-щего знаковое для нашего исследования слово – «Лекарство», в значении условно-символическом, является издание, отмеченное в каталоге под № 3570: «Лекарство от праздности и скуки, или За-бавное препровождение празднаго времяни угадывать на картах все, что мы ни пожелаем. Новоизобретенной способ, изданной в свет первым тиснением. М., тип. А Решетникова, 1790. 52 с.; фронт. (илл.) 8’. Тит. лист напечатан в 2 краски. БАН, ГПБ».

1 См.: Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. // Записки Импера-торского Московского археологического института / Ред. Успенский А.И. М., 1913. Т.I. C. 88 и сл. См. также: Кошелева О.Е. Лицевые церковно-учительные сборники «Лекарство душевное» в книжной культуре XVII в. (К вопросу об атрибуции памят-ника) // Тезисы всесоюзной конференции по истории средневековой письменности и книги. Ереван, 1977. С. 46–47.

2 Громов М.Н. Культура Древней Руси в системе мировой цивилизации // Гро-мов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С.105.

3 Там же.

4 Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2002. С. 308.

5 Там же. С. 274.

6 Книга глаголемая «Прохладный вертоград» / Сост., предисл., вступ. ст., перево-ды, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997. С. 24, 25.

7 В рукописных списках притча известна и с названием «О врачестве духовном».

8 Притча «О врачестве греховном». Цитируется по рукописи ОР РГБ. Собр. Ники-форова. Ф.199. 526. Л. 29 об. – 30, опубликованной в книге: Древнерусская прит-ча. М., 1991. С. 213.

9 Книга глаголемая «Прохладный вертоград». С. 26.

10 См.: Ирина Дергачева. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV–XVII веков (на материале Синодика). Мunchen, 1990.

11 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. I. С. 622.

12 Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895. Ч. II. С. 80.

13 См., например: Синодик лицевой сер. XVII в. РНБ. Q. I. 407. Л.112. Состоит из 30 синодичных статей; Лицевой Синодик последней трети XVII в. РНБ. Собр. Титова. 2595. Л. 48. Состоит из 16 синодичных статей.

14 См.: Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. // Записки Импера-торского Московского археологического института / Ред. Успенский А.И. М., 1913. Т.I. С. 88 и сл. См. также: Кошелева О.Е. Лицевые церковно-учительные сборники «Лекарство душевное» в книжной культуре XVII в. (К вопросу об атрибуции памят-ника) // Тезисы всесоюзной конференции по истории средневековой письменности и книги. Ереван, 1977. С. 46–47.

15 Этот список, как следует из документов фонда Оружейной палаты собрания РГАДА, был выполнен по царскому заказу живописцами Троице-Сергиевой лавры.

16 Кошелева О.Е. Лицевые церковно-учительные сборники «Лекарство душевное» в книжной культуре XVII в. С. 46.

17 РГАДА. Ф.181. Собр. Архива МИД. 597. Л.1 об.

18 РГАДА. Ф.181. Собр. Архива МИД. 597. 1-я четверть XVIII в. Gross. fol. Л. 604. Полуустав. Рукопись лицевая. Водяные знаки: Клепиков № 1310–1721–24 г.; 1301–1703 г.; 1343–1711 г.; 1350–1720–24 г.; 950–1720–21 г.; 924–

389 1712, 1719, 1720 г. Описание: Машинописное описание РГАДА: Шумилов В.Н. Руко-писное собрание библиотеки МГАМИД. М., 1968. C. 94. 19 Там же. Л. 3 об. – 31. 20 Там же. Л. 63 об. – 67. 21 ИРЛИ. ОП 23. 52. Л. 45. 22 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 376, 379. 23 Популярный в Синодиках с предисловиями рассказ о юноше, плененном в Пер-сиду. 24 Апокрифический рассказ о явлении ковчега, зафиксированный в синодичных пре-дисловиях. 25 Синодик лицевой боярина князя Бориса Михайловича Лыкова. 1634–1640 г. РГБ. Собрание Музейное. 4116. 26 Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725–1800. Т.II. К-П. М., 1964. С.10.

 

Используются технологии uCoz