Музей истории религии АН СССР: наука или политика? (к
вопросу о создании музея) [1]
В 2002 году
исполнилось 70 лет со дня создания Музея истории религии АН СССР, ныне
Государственного музея истории религии. То, что подобный музей возник именно в
рамках Академии наук – неудивительно. Ведь именно сотрудниками академических
учреждений, и в первую очередь таких, как Музей антропологии и этнографии,
остро ощущалась необходимость создания учреждения, которое не только хранило,
но и изучало памятники религиозной культуры, несмотря на активную
антирелигиозную государственную политику.
Академия наук придавала большое значение музейной работе. Её непременный
секретарь С.Ф. Ольденбург в «Общем отчете о деятельности РАН за 1923 г.» писал: «Музейное
дело было всегда дорого Академии, еще с того времени, когда музеи были только
кунсткамерами: Академия всегда сознавала, какое музеи важное орудие для науки и
для образования вообще»[2]. Действительно, только передача государству
различных коллекций и историко-культурных ценностей в те годы помогла спасти их
от полного разграбления и уничтожения.
Первое
послеоктябрьское десятилетия для Российской Академии наук было тяжелым. Несмотря
на все трудности, Академия наук была озабочена состоянием русской культуры,
спасением религиозных и культурных ценностей: памятников культуры, религиозных
и богословских сочинений. Так, 5 февраля 1921 г. Общее собрание Академии наук
приняло решение обратиться в Госиздат по вопросу об образовании Комиссии по
разборке подлежащих уничтожению церковно-философских и исторических книг в
связи с переработкой их на бумагу[3]. Это обращение было связано с
постановлением, которое в 1919 г. принял СНК РСФСР. Согласно ему, проблема возмещении
недостатка бумаги, решалась путем использования “старых бесполезных архивов”.
Около 70% бумаги в 1920-1921 гг.
вырабатывалось из этой «макулатуры»[4]. В результате были уничтожены сотни
килограммов (по весу) документов XVIII в., не говоря уже о множестве изданий XIX в. Лишь благодаря усилиям членов созданной комиссии были спасены
тонны книг и документов.
В голодный 1922
год был принят ряд документов, касающихся судьбы церковного имущества,
важнейшим из них было принятое 2 января постановление Президиума ВЦИК «о
ликвидации церковного имущества». Согласно ему все церковное имущество делилось
на три части: 1) имеющее историко-художественное значение подлежало ведению Главмузея НКП; 2) имеющее
материальную ценность подлежало выделению в Гохран; 3) имущество обиходного
характера оставалось в собственности церкви [5]. А через полтора месяца (16
февраля) было принято постановление «об изъятии церковных ценностей для
реализации на помощь голодающим» [6], согласно которому было необходимо
«немедленно изъять из церковных имуществ … все
драгоценные предметы из золота, серебра и камней». Это постановление имело
катастрофические последствия для отечественной культуры, и российские ученые не
могли оставаться в стороне, выступая против бездумного уничтожения культурного
наследия. И неудивительно, что по знаменитому петроградскому «делу о сопротивлении
изъятию церковных ценностей» в 1922 г. привлекались к суду такие известные
ученые, как член-корреспондент АН
историк церкви, археолог, византинист, литургик, археолог А.А.
Дмитриевский (1856 – 1929), и
византинист В.Н. Бенешевич (1874 – 1938) [7]. То, что
это был не случайный поступок двух ученых, а позиция научного сообщества
говорит тот факт, что 6 мая 1922 г. на Общем собрании Академии наук был
одобрен текст заявления АН председателю ВЦИК М.И. Калинину о варварском
исполнении постановления Президиума ВЦИК от 2 января 1922 г.: «АН почитает
своим прямым долгом просить Вас о принятии срочных мер к сохранению
памятников искусства, как единичных, так и целых исторических и художественных
ансамблей, являющихся достоянием совершенно исключительным.
Разрушение их навлекло бы на русский народ тяжкую ответственность перед всем
цивилизованным миром, дав основательный повод обвинять русский народ в грубом
разрушении мировых художественных ценностей» [8]. Любопытно, что за три дня до
этого аналогичный доклад был отправлен заведующей Главмузеем НКП Н.И. Троцкой
(Седовой) в Бюро Центральной комиссии по изъятию церковных ценностей. В докладе
отмечалось варварское изъятие не только
церковного имущества, но и музейных вещей, хранившихся в организованных в монастырях
музеях (Кирилло-Белозерский, Боровский монастыри) [9]. Троцкая писала:
«скульптурно-чеканные украшения раки Годуновского времени – единственный
уцелевший до нас памятник этого века – были переломаны и набиты в хаотическом
беспорядке в мешки» [10]. И хотя задачи Академии наук и
Главмузея несколько расходились (главной задачей Главмузея было «рациональное
использование изъятых ценностей», что обозначало в первую очередь их выгодную
реализацию на мировом антикварном рынке [11]), но иногда их интересы пересекались.
31 марта 1922 г. Главмузей утвердил список монастырей, соборов и церквей,
которые передавались в его ведение, с приостановление изъятия в них церковных
ценностей [12]. АН приняла активное участие в решении этого вопроса.
Так, в июле был принят в ведение АН
архив Александро-Свирского монастыря [13], в том же году Академией решен вопрос
с вывозом из ризницы Соловецкого монастыря
предметов древности, рукописей, столбцов и книг [14]. Весной в БАН поступили книги церковно-славянской
печати из Тихвинского монастыря, из библиотеки Мраморного дворца [15]. В 1925 г. в Археографическую
комиссию из г. Тихвина были доставлены документы библиотеки Большого
Тихвинского монастыря, заключающие в себе акты, переписные книги и другие
документы Большого Тихвинского, Введенского Тихвинского, Кеврольского,
Шунгского монастырей, а также Рёконской пустыни [16]. 18 сентября 1926 г. в
Архангельске состоялась передача документов Антониева-Сийского монастыря (до
1700 г. включительно) из Дома Книги им. М.В. Ломоносова в Постоянную историко-археографическую комиссию (ПИАК)
АН СССР [17]. В том же году в БАН
была принята библиотека бывшей Римско-католической Духовной Академии [18].
В эти годы немалую роль (впрочем, роль эта роль, как
и роль Главмузея, не была однозначно положительной) в сохранении культовых
зданий сыграла такая организация, как Главнаука. Зная об активном
взаимодействии Академии с этой организацией можно предположить немалую роль и
академических структур, что подтверждается многими фактами. После
письма Главнауки, содержащего просьбу об экспертизе плана «Новая Москва»[19], 27 января 1927
руководство АН обратилось в Наркомпрос с письмом, в котором говорилось, что
«уничтожение такого замечательного архитектурного памятника, как Красные
Ворота, является недопустимым», в письме также указывалось на невозможность
снесения «церкви Рождества Богородицы в Столешниках, Гребеневской церкви на
углу Мясницкой и Лубянского проезда» [20].
Идея создания в этот период религиоведческого музея
была почти призрачной. Единственный довод, к которому могли прибегнуть
создатели подобного музея – антирелигиозная пропаганда. Антирелигиозные
выставки устраивались Политпросветом, который обращался за научной поддержкой в РАН. Так 1 марта 1921 г.
на заседании историко-филологического отделения РАН директора Азиатского музея
и Музея антропологии и этнографии дали
согласие на участие своих музее в устраиваемой Политпросветом выставке по
истории религий (но только в том случае, «если выставка ограничится
популяризацией научных данных» [21]). В 1923 году петроградскими
этнографами, заведующими отделов Музея антропологии и
этнографии РАН Л.Я. Штернбергом [22] и В.Г. Богоразом [23] было предложено
создавать антирелигиозные выставки из копий и репродукций экспонатов Музея
антропологии и этнографии РАН [24].
Штернберг и Богораз стояли у истоков
российского религиоведения как самостоятельной дисциплины [25], и не
только. Их смело можно назвать в числе тех людей, которые способствовали
институциализации отечественной этнографии, ведь 1917 года этнография не была
предметом университетского преподавания, и все этнографы в определенной мере
были самоучками [26]. И это касалось не только России, так один из основоположников современной
американской антропологии, Франц Боас [27], был по специальности физиком. И когда в 1919 г. в Географическом институте
был основан этнографический факультет, то основную роль в подготовке кадров
этнографов сыграли сотрудники Музея антропологии и этнографии: Л.Я. Штернберг,
В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин [28], а также Н.М. Маторин [29]. И именно благодаря
усилиям этих «самоучек» стал возможен русский этнографический прорыв 20-х –
начала 30-х годов прошлого столетия. Непременный секретарь АН СССР С.Ф.
Ольденбург писал в 1927 г.:: «В этнографии мы заняли
одно из самых выдающихся мест, особенно благодаря количеству и разнообразию
того этнографического материала, который нами собран, и продуманности и новизне
методом собирания и исследования» [30]. И действительно, работы, написанные
отечественные этнологами в этот период,
не утратили актуальности до сих пор.
Стремление этнографов изучать религию совпало с
желанием власти разоблачать ее при помощи знания. Впервые и то и другое вполне
совпало при организации антирелигиозной выставки 1930 г.
15 января 1930 г. в «Правде» публикуется большая статья Емельяна
Ярославского «Воинствующий атеизм становится движением масс», где наряду с
отчетом о результатах антирелигиозной кампании выдвигалось предложение о
глобализации антирелигиозной пропаганды, которая должна идти в мировых масштабах.
А через день в Зимнем дворце в Ленинграде начинает работу антирелигиозная
выставка, подготовленная к 5-летию союза воинствующих безбожников совместными
усилиями сотрудников Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и
этнографии. Торжественное открытие выставки состоялось через три месяца – «15
апреля в 13 часов в Белом зале бывшего Зимнего дворца» [31]. Устроители
выставки постарались воссоздать историю возникновения мировых религий: «В
первом зале были показаны история атеистической литературы и происхождение
земли и человека. Во втором зале, посвященном религиозным верованиям
первобытного общества, были собраны экспонаты, рассказывающие, как охота,
рыболовство, скотоводство и земледелие отразились в религиозных представлениях
разных племен. В третьем зале размещались коллекции экспонатов по иудаизму,
буддизму, христианству и исламу. Богораз-Тан широко применял сравнительный
метод. Так, например, над ста туей Зевса висело изображение Саваофа, похожего
на Зевса, икона трехликого Иисуса Христа сопоставлялась с фигурой трехглавого
Шивы. В четвертом зале помещался отдел «Искусство на службе религии» в пятом
зале — экспонаты по современному католицизму и православию. Во время экскурсий
воспроизводились шаманское камлание и церковная анафема, записанные
на граммофонных пластинках» [32]. Выставка пользовалась широкой популярностью,
за время ее работы посетили 19 320 человек [33]. Создание выставки стало первым
этапом институциализации отечественного религиоведения как научной дисциплины,
что было отмечено современниками. 17 апреля в газете «Ленинградская правда»
была опубликована статья члена-корреспондента АН И.А. Орбели «Антирелигиозная
выставка музея АН». В статье отмечалась решающая роль Музея антропологии и
этнографии в деле создания выставки, Орбели писал: «главная мысль шла из МАЭ, на МАЭ легла почти вся сумма
работ». В заключении он отмечал, что «выставку нужно рассматривать как своего
рода обязательство, вексель, даваемый научными работниками МАЭ, с показанием
того, что они хотят и, несомненно, смогут … дать для создания в Ленинграде
настоящего антирелигиозного музея». И действительно, вскоре, 7 сентября 1930 г. Президиум Академии наук
рассмотрел отношение Центрального Совета воинствующих безбожников по вопросу о
превращении антирелигиозной выставки в постоянный Антирелигиозный музей при АН.
Такое преобразование было признано необходимым, и академикам из различных отделений
АН: языковеду и археологу Н. Я. Марру и геологу А. А. Борисяку было поручено
разработать вопрос о создании антирелигиозного музея [34]. Через полгода 28
апреля 1931 г. Академия наук приняла решение о преобразовании Антирелигиозной
выставки в постоянный Музей по истории религии [35]. Через две недели, 13 мая,
в АН СССР было доложено постановление Президиума ЦИК СССР об утверждении Музея
истории религии в числе самостоятельных учреждений АН. Было создано
организационное бюро в составе академиков Н. Я. Марра (председатель) и С. Ф.
Ольденбурга, будущего директора музея В. Г. Богораза, директора МАЭ Н. М.
Маторина и управляющего делами АН С. Б. Волынского [36]. Их силами был
разработан проект положения о Музее истории религии, который был утвержден 11
июля 1931 г. на заседании Президиума АН. Исполняющим
обязанности директора был назначен В. Г. Богораз [37]. Окончательное
утверждение положения о музее состоялось 6 октября 1931 г [38]. Директором был
назначен Богораз. Работавшие на выставке в Зимнем дворце Ю. П. Францев, М. И.
Шахнович, А. М. Покровский, В. И. Недельский, А. Н. Кочетов, Г. О. Монзелер, Л.
Н. Мануйлова и другие стали сотрудниками музея. Через год 15 ноября 1932 г. в
годовщину 15-летия Октябрьской революции состоялось открытие Музея истории религии
в помещении Казанского собора. Были представлены временные выставки: «История
Казанского собора» и «Религия и атеизм на Западе» [39]. В основу концепции
музея было положено представление об институте-музее, который сочетал бы
научно-исследовательскую и экспозиционную работу. Был создан музей эволюции и
типологии религий, одинаково интересный как для специалистов, так и для
маленьких посетителей, с интересом разглядывавших копии эллинистических
скульптур и ужасы инквизиции…
Сейчас, когда мы, устав от сражений
на фронте антирелигиозной, а позже и религиозной пропаганды, можем взглянуть на
этот музей, как на научное учреждение, аккумулировавшее в своих стенах
множество ценнейших экспонатов, а также воспитавшее несколько поколений
ленинградских-петербургских религиоведов, приходится лишь сожалеть о бездумном
уничтожении части его ценнейшей экспозиции, пострадавшей из-за стремительного
переезда музея из Казанского собора на Почтамтскую улицу, а также
хочется пожелать удачи и терпения его сотрудникам, пытающимся сейчас заново
создать этот музей.
Примечания
1. Благодарю за помощь в подготовке статьи научного
сотрудника СПбФ ИИЕТ РАН к.и.н. И.В. Черказьянову, и д. ф. н., профессора СПбГУ
М.М. Шахнович, дочь профессора М.И. Шахновича (1911 – 1992), прошедшего в Музее
истории религии путь от старшего научного сотрудника до зам. директора по
научной части.
2. Отчет о деятельности РАН за 1923 год. Л., 1924. С. 4.
3. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 169. Л. 12 об.
4. Чадаев В. Одной рукой мы создаем, другой мы разрушаем.
(Об уничтожении архивов)// Красная газета. – 1921.- 12 января.
5. Архивы
Кремля. Политбюро и церковь. 1922 – 1925 гг. Кн. 2 / Изд. подгот. Н.Н.
Покровский, С.Г. Петров. Новосибирск – М., 1998 С. 5 – 6.
6. Там же. С. 15 – 16.
7. Там же. С. 283 – 284.
8. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 171. Л. 28 об. – 29 об.
9.Архивы Кремля. С.228 – 230.
10.Там же. С. 229.
11. По инициативе наркома внешней торговли Л.Б.Красина еще
в феврале 1920 г. в Петрограде была создана экспертная комиссия (председатель —
М.Горький), которая отбирала для Антикварного экспортного фонда РСФСР
произведения искусства. Церковная утварь реализовывалась в
основной на Ближнем Востоке, в Сербии, Болгарии, Армении и Константинополе.
Финифть, перегородчатая эмаль и скань хорошо продавались во Франции и Англии. Архивы Кремля. С. 231;
272 - 274 См.
Мосякин А. Антикварный экспортный фонд //Наше наследие. 1991. № 2. С. 29—42; №
3. С. 35—48.
12. Архивы Кремля. С. 117 – 121.
13. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 171. Л. 183
14. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1а. Д. 172. Л. 212.
15. Отчет о деятельности РАН за 1925 г. Л.,
1926. С.50
16. Известия АН СССР. VI серия. Т. XIX. Л., 1925. С. 982
17. ОР ГПБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 736. Л. 6
18. ПФА РАН Ф.2. Оп. 1-1926. Д. 75. Л. 174 об.
19. 9 октября 1926 г. Музейный отдел Главнауки
обратился в АН с запросом по поводу осуществления плана реконструкции Москвы
«Новая Москва». АН направила это письмо на заключение
председателю ПИК (Постоянной историко-археографической комиссии) С.Ф. Платонову
(ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1926. Д. 1. Л. 72).
20. ПФА РАН. Ф.2.
Оп. 1-1927. Д. 1. Л. 3-4.
21. Известия РАН. VI серия. Т. XVI. Л., 1922. С.
124.
22. Штернберг Лев Яковлевич (1861-1927), этнограф и
языковед. Член-корреспондент АН по Отделению исторических наук и филологии
(палеоазиатские языки) с 1924 г. Один из основателей Высших географических
курсов в 1916 г. и Географического института с 1918 г., руководитель и
профессор этнографического отделения при Ленинградском
восточном институте. Первым стал читать в университете курс
религиоведения? «Эволюция религиозных верований». В 20-е года – старший
этнограф зав. отделом Северной Америки Музея антропологии и этнографии . См. подробнее Гаген-Торн Н.И. Лев Яковлевич Штернберг.
М., 1975.
23. Богораз Владимир Германович (псевдоним – Н. А.
Тан, от имени Натан, данного при рождении, В. Г. Тан, Тан и др.) (1865–1936),
этнограф, писатель. Один из зачинателей изучения народов Севера. После окончания таганрогской гимназии, он поступил в
Санкт-Петербургский университете на естественное отделение
физико-математического факультета, через год перешел на юридический факультет,
но вскоре за участие в студенческих волнениях был выслан обратно в Таганрог.
Через несколько лет за участие в организации «Народная Воля», и в частности в
работе ее таганрогской и тульской типографий был арестован, посажен на три года
в Петропавловскую крепость, а затем в 1889 сослан на десять лет в
Средне-Колымск. Где направил всю свою неуемную энергия на изучение этого
северного края. В составе «Сибиряковской» этнографической экспедиции,
организованной на средства И.М. Сибирякова, в качестве этнографа обследовал
Колымский округ. Богораз собирает этнографические материалы, ведет дневник,
изучает язык чукчей и эскимосов и пишет рассказы, которые публикует В. Г.
Короленко. В 1898 году по ходатайству Академии наук ему разрешают вернуться в
Петербург, где он выступает в Академии наук с докладом о своих этнографических
находках. С 1899 г. стали публиковаться его первые этнографические труды. По возвращении из ссылки Богораз принял участие в
русско-американской Северо-Тихоокеанской «Джезуповской» (отправленной на
средства директора американского музея естественной истории Мориса К. Джезупа
(1830 – 1908) полярной экспедиции (1900
– 1902), изучавшей племена северо-западной Америки и северо-восточной Азии с
целью выяснения отношений между Новым и Старым светом. Затем обрабатывал ее научные
материалы в Нью-Йорке, где написал свою знаменитую работу о чукчах (Bogoras W. The Chukchee. Vol. I – IV.
Leiden – New York, 1904 – 1909), и где сохранилось множество
неопубликованных материалов, которые не потеряли актуальности и по сей день.
Затем Владимир Германович жил в Канаде (среди духоборов), во Франции и Италии.
В 1904 г. вернулся в Петербург. Занимался научной работой, революционной
деятельностью, публицистикой, литературным творчеством. Совместно с К.И. Чуковском редактировал собрание сочинений Г. Уэллса. В 1918
году стал хранителем Музея антропологии и этнографии РАН. В 20-е годы был старшим хранителем и заведующим отделом Средней и Южной
Америки. Был одним из инициаторов создания Института народов Севера и Музея
истории религии АН СССР, директором которого он стал.
24. Шахнович М.И. 25-летие Музея истории религии и
атеизма// Вопросы истории религии и атеизма. Вып. V. М., 1958. С. 411.
25. Шахнович М.М. Антропологическое религиоведение в
российской академической науке в первой четверти XX в.
// Петербургская Академия наук в истории академий
мира. Материалы международной конференции. Т. IV. СПб., 1999. С. 96 – 100.
26. Зеленин Д.К В.Г. Богораз – этнограф и
фольклорист // Памяти В.Г. Богораза (1865 – 1936). Сб. ст. М.-Л., 1937. С. V.
27. Богораз был хорошо знаком с
Боасом, состоял с ним в переписке (АРАН, Ф. 250. Оп. 3. Д. 123)
28. Зеленин Дмитрий Константинович (1878 – 1954).
Этнограф, диалектолог, фольклорист. Член-корреспондент АН по Отделению русского
языка и словесности (этнография и языкознание)
с 05.12.1925.
29. Маторин Николай Михайлович (1898-1936),
этнограф, фольклорист, организатор научной и музейной работы. В 196 г. после
окончания Царскосельской гимназии поступил на историко-филологический факультет
Петроградского университета, но был призван на военную службу. С 191 г. – член
РКП(б), с 1920 г. на партийной работе. С 1924 г.
преподавал в Географическом институте, с 1928 г. – доцент этнографического
факультета Географического института, с 1931 г. – профессор, ведущий специалист
по проблемам религиоведения. В конце 20-х годов он смог объединить
исследователей в области религиоведения (А.И. Клибанов, Н.Н. Волков, А.А.
Невский, М.И. Шахнович и др.). С 1930 г. - заместитель председателя Комиссии по
изучению племенного состава страны АН СССР. В 1929-1933 гг., директор Института
антропологии и этнографии АН СССР в 1930-1933 гг., один из организаторов Музея
истории религии. Арестован в 1935 г. Расстрелян в 1936
г. См. подробнее Решетов А.М. Репрессированная этнография // Кунсткамера.
Этнографические тетради. Вып. 4. СПб., 1994. С. 213 -216.
30. Ольденбург С.Ф. Положение нашей науки среди
науки мировой // Наука и техника СССР 1917 – 1927 / Под.
Ред А.Ф. Иоффе, Г.М. Кржижановского, М.Я.
Лапирова-Скобло, А.Е. Ферсмана. М., 1927. С. 47.
31. Ленинградская правда. –
1930. – 15 апреля.
32. Шахнович М.И. 25-летие Музея истории религии и
атеизма// Вопросы истории религии и атеизма. Вып. V. М., 1958. С. 412.
33. Отчет о деятельности АН СССР за за 1930 г. Л., 1931. С. 266.
34. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1930. Д. 140. Л. 131; Д.
122. Л. 175-178.
35. ПФА РАН, Ф. 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 16,
19-20об., 21, 21об., 22-29.
36. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1931. Д. 82. Л. 116, 117,
122-123.
37. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1931. Д. 31. Л. 144.
38. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 47, 47об.,
48, 48об., 49
39. Отчет о деятельности АН СССР за 1932 г. С. 212; ; Отчет за 1933 г. С. 245.