47
КОНЕЦ «ТРЕТЬЕГО
РИМА» И УТВЕРЖДЕНИЕ
ИМПЕРСКОГО
САМОСОЗНАНИЯ
НАКАНУНЕ КРУШЕНИЯ
МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
А.П. Богданов
Москва
История и
культура Рима наложили глубокий отпечаток на развитие мира. Античные корни
питали и питают многие явления позднейшей истории человечества. Никого не
удивляет, например, что один из величайших русских композиторов – Николай
Андрее-вич Римский-Корсаков – носил фамилию «Римский». Римские-Корсаковы, среди
которых с XVII в. было несколько крупных компо-зиторов, не просто вели свой род
из Рима. Они считали себя род-ственниками многих римских знаменитостей, начиная
со славных консулов Фабиев. Это любопытно, но еще интереснее, что закон-ное
признание римского происхождения Корсаковых было тесно связано с официальной
кончиной теории «Москва – Третий Рим» в период преобразований царя Федора
Алексеевича (1676–1682), старшего брата Петра I.
Историко-политические
концепции не живут вечно. Они соз-даются, функционируют и отмирают, либо
совершают качествен-ный скачок и превращаются в новые, более приспособленные к
изменившимся условиям, привлекательные и функциональные. Кончина политической
теории столь же важна для ее понимания, как зарождение. Только так мы можем
определить, для какого об-щественного организма она была естественной.
Зарождение и первоначальное развитие теории «Москва – третий Рим» вызвало
немалый интерес ученых1. А вот как функционировала эта теория, став
государственной, каково было ее практическое значение и, в особенности, что с
ней стало?
В
Петербургский период теория уже отсутствует в официаль-ной практике. Но это не
значит, что конец официального признания Москвы как Третьего и последнего Рима
связан с реформами «пьяного сифилитика» (Л.Н. Толстой)2. Строительство
крепостни-ческого военно-полицейского государства Петром3 лишь закрывает от
глаз историков более энергичные и прогрессивные преобразо-вания, проводившиеся
царем Федором Алексеевичем. Царствова-ние старшего брата Петра оставалось в
исторической науке белым пятном4 именно потому, что отразило реальную
возможность ино-го, чем тоталитарный, пути развития России.
Более двухсот
лет историки доказывают, что во второй поло-вине XVII в. во многих областях
жизни нашей страны накопились изменения, требовавшие качественных
преобразований. Нельзя не согласиться с тем, что общество и государство
находились в кри-
48зисе:
достаточно
вспомнить городские восстания,
бунт
Степана Разина и Раскол Церкви.
Для
подобных случаев человечество изо-брело два
выхода: революцию и
контрреволюцию. Радикальные
изменения не обязательно должны быть кровавыми: пример дают научные и технологические революции. В социальном плане оче-видна легкость преобразований, дающих реальную выгоду актив-ным представителям основных сословий. В этом,
собственно, и состоял смысл настойчиво употреблявшихся в указах
царя Федора понятий «общая польза» или «всенародная
польза», замененных в
указах Петра «пользой
государственной».
В нашем случае
историческая наука сознательно забыла,
что
преобразования могли быть с положительным или отрицательным знаком. Так,
социальный
кризис можно было снять, подняв обще-ственную организацию на новую ступень развития или
насильст-венно вернув
ее на более низкую стадию. При последнем
варианте было возможно и необходимо укрепить государственный аппарат за счет
прогрессивных преобразований в узких и изолированных от народа областях
управления, военного дела, науки и техники.
Задачей
исторической науки в тоталитарном государстве было обосновать необходимость и
незыблемость именно таких преобра-зований. Этот опыт особенно интересен, поскольку в информаци-онном обществе заказ на пропаганду подобной
анизотропной, т. е.
однонаправленной
псевдоистории резко возрастает.
А
изощрен-ный механизм
реализации этого оплаченного заказа оставляет ма-ло шансов на проведение и тем более распространение
результа-тов
объективных исторических исследований.
Однако
я убежден, что помимо
отрабатывающих жалование и гранты «научных со-трудников»
на
Руси всегда будут существовать движимые чистым любопытством ученые историки. И –
что
не менее важно – их чита-тели,
заинтересованные
в установлении истины и самозащите от массированной лжи.
Какая бы
концепция не восторжествовала в «модернизиро-ванной»
России
наших дней, ее параметры
можно предсказать оп-ределенно. В социальном плане она будет орудием стаи «научных сотрудников» для оправдания своего неведения и подавления на-стоящих ученых.
В
идейном – поднимет на
щит концепцию петров-ских
преобразований «сверху» для обоснования идеала насильст-венного «просвещения» страны узким кругом лиц с целью ее ог-рабления на деле и «модернизации»
на
словах. В культурном
плане будет, подобно
петровской империи и всякой диктатуре,
от-рицать традицию, стараться «порвать связь
времен». Наконец, бу-дущая
господствующая концепция будет иметь характерные при-знаки историографической легенды. Последнюю можно опреде-
49
лить как
общепризнанное умственное настроение,
игнорирующее
общеизвестные факты.
Бурные
изменения в русском обществе при царе Федоре ни-коим образом не укладываются в легендарное
представление о робких «предшественниках» Петра5.
За
6 лет, с начала 1676
по
на-чало 1682 года, прошла перестройка всей системы государствен-ного управления, финансов и армии. Был чуть не вдвое расширен кодекс законов, усовершенствован гражданский и уголовный суд. К концу царствования Федора важную роль в реформах
стало играть народное представительство.
Была отменена
старая система производства в чины по родо-витости и
разработана новая система государственных чинов. Царь начал осуществлять радикальную церковную
реформу, осно-вал свободную от духовной цензуры типографию и
латинское учи-лище, утвердил проект административно, юридически и финансово автономного университета для
представителей всех сословий.
Разработанная
при царе Федоре система общественного призре-ния подразумевала создание сети высших естественных
и про-фессиональных
технических училищ.
Несмотря на
тяжелую войну с Турцией и Крымом6,
в
России успешно развивались промышленность и торговля, основанные на наемном труде. Благодаря льготным государственным кредитам
домовладельцам в одном Москве было построено около 10 тыс.
каменных
зданий. Царь лично
способствовал развитию строитель-ства и
коннозаводства. На казенных
мануфактурах были созданы образцы самых совершенных вооружений. В области международ-ных отношений была заложена основа создания Священной
лиги христианских стран для совместного отражения османской агрес-сии в Европе.
Ориентация
реформ царя Федора на Запад может быть объ-яснена
схоластическим образованием,
полученным
государем от Симеона Полоцкого,
выпускника
Киево-Могилянской
коллегии и Виленской иезуитской академии.
Однако
обращает на себя внима-ние готовность общества принять полезные инновации. Даже указ об отмене древней долгополой одежды и
введении европей-ского «служилого платья» для мужчин и женщин вызвал одобри-тельные комментарии летописцев.
Общество легко
восприняло такие очевидные новшества,
как
стиль барокко в архитектуре,
перспективную
живопись, партесные
концерты и европейские линейные ноты в музыке. Церковь при Федоре Алексеевиче усвоила публичную
проповедь, а царский двор
– стихотворные
речи, без которых не
обходилось уже ни одно крупное мероприятие.
50«
Красотой и
полезностью вещей человек веселится!»
– так
сформулировал придворный поэт основной эстетический принцип7. Понятия «польза», «выгода»,
пронизывали
все общественное соз-нание, начиная с государственной идеологии. В указах царя Федо-ра ссылки на божественное провидение заменяются
подробным объяснением выгоды нововведений,
прежде
всего выгоды эконо-мической.
С помощью
экономических рычагов царь провел даже массо-вую христианизацию местной знати на востоке страны, среди му-сульман и
язычников. Использование
силы (основного
рычага феодальной контрреволюции)
было
ориентировано на внешних неприятелей;
военно-окружная реформа 1679 г.
укрепила
армию, но ослабила ее
карательные возможности.
Возведя в ранг
основной государственной идеи понятие «все-народной пользы», царь Федор должен был полагаться на разум своих
подданных, на их
способность оценивать выгоду.
Поэтому
просвещение, система народного образования были в глазах
царя необходимым условием развития России.
С
помощью просвеще-ния и лучшего
управления он надеялся даже преодолеть раскол Церкви, отказываясь использовать массовые репрессии, как этого требовали архиереи.
Речь шла об
общеевропейском просвещении,
основанном
на античной традиции и начинающемся с изучения классических язы-ков –
греческого
и латинского8. Царь Федор и
его единомышленни-ки имели в
виду приобщение России ко всей системе европейских знаний. Они отвергали использование одних только
результатов, практических
выводов различных наук, как спешил
сделать Петр. Это относилось
и к западным специалистам: при Федоре их
при-глашалось
очень много, но не для
безоглядной замены русских мастеров,
а
для знакомства с новейшим опытом и использования того, что оказывалось лучше старого.
Этот подход
царя Федора и его единомышленников отчетливо проявился в проекте создания книги
по истории России с древней-ших времен. Проект появился в конце царствования и не успел
осуществиться. Сохранились
только общие идеи, записанные од-ним из приближенных царя. Федор Алексеевич не был удовлетво-рен русскими сочинениями и желал иметь книгу, соответствующую всем требованиям западной
исторической науки. Однако рассуж-дения о месте истории в познании, о задачах и методах историка опирались в ней
исключительно на античную традицию.
Сохранившийся
проект9 излагает
четкую систему взглядов, вынесенных из
трудов греков: Аристотеля и
Платона, Геродота и
Фукидида, комментариев к
Гомеру, – и римлян: Полибия,
Дионисия
Геликарнасского и Тацита. Характерно
отсутствие церковных авто-
51
ритетов. Из современной литературы автор проекта счёл возмож-ным взять только учение о четырех монархиях, как проверенное и подтвержденное всеми историками. Оно говорило о последова-тельной смене известных по источникам древних «царств»:
биб-лейского Израильского, Ассиро-вавилонского и
Персидского, элли-нистической империи Александра Македонского и
Римской импе-рии с
Византией.
Учение не
подразумевало преемственности между «царства-ми»
и
полностью отрицало возможность использования теории «Третьего Рима».
Но
отказ от теории был обусловлен не заимст-вованием
нового учения, а
существенными изменениями русского исторического
сознания и исторического знания. Прежде всего,
русским
людям уже не было необходимости искать внешние осно-вы своей государственности.
Россия
представляла собой самодостаточное государство с положительным торговым
балансом, признанное на
международ-ной арене как
мировая держава – в ранге
империи. Внутри страны
шло ускоренное развитие, позволявшее надеяться
на преодоление технического и научного отставания от весьма немногих более пе-редовых,
но
менее сильных стран Западной и Центральной Евро-пы10.
Извне
государству более не грозила смертельная опасность – речь могла идти только о более или менее выгодных
условиях русской экспансии11.
Мощи
государства соответствовало самосознание граждан новой мировой державы, которые поголовно, включая крепостных крестьян, приносили присягу новому царю (ее отменил Петр, пове-лев, чтобы за рабов приносил присягу помещик). Федор Алексее-вич был уверен, что научную историю России напишет только рус-ский,
– так
же, как русские
будут преподавать в Московском уни-верситете и
производить все товары, которые еще
приходится ввозить с Запада.
Царь
не сомневался, что историческая
книга принесет пользу ученым всех народов,
поскольку
будет написана лучше, чем это сделал
бы иностранец12.
Поддерживая
строгие требования античных авторов к досто-верности изложения, Федор Алексеевич признавал необходимость учитывать
общее мнение народа о своей истории.
А
мнения быто-вали весьма
смелые13, особенно о
происхождении славян и их го-сударственности14.
Наиболее
популярным в царствование Федора стало «Сказа-ние о начале Руси». Согласно ему «великий град
Славенск» – сто-лица древних славян – был построен намного раньше Рима. Сла-вяне имели
государство еще до Моисея, когда будущие
израиль-тяне пребывали
в дикости и пасли стада. Сам Александр
Македонский испугался впоследствии русских князей и написал к
52ним «
златопернатыми
буквами» жалованную
грамоту на все земли севернее его империи.
«Сказание», долго бытовавшее в отдель-ных рукописях,
в
1670-е гг. было трижды опубликовано в первом печатном учебнике
русской истории – «Синопсисе» – и вошло в крупнейшие русские летописные своды.
Составляли «Сказание»
новгородцы
(прослеживаются
и его западнославянские корни),
но
москвичи не отстали и создали не-сколько
вариантов легенды «О начале града
Москвы, како сперва
начался». Согласно ей
Московское государство было основано внуком Ноя Мосохом, владевшим землями от Черного моря до вер-ховьев Дона и Волги. Позже,
в
поисках приключений, Мосох ушел на
запад и заселил Италию. Древние
итальянцы-этруски по
проис-хождению наши
братья-москвичи, только за отдаленностью места язык у них испортился
– гласит легенда
(к тому же дети
больше усваивают язык от матери,–
рассудительно
заметил книжник XVII в., подразумевая,
что
Мосох по обыкновению странствовал с ком-панией добрых
молодцев).
Бытовала при
Московском дворе и такая мысль:
само
назва-ние «Россия»
отражает
событие Великого столпотворения,
когда
Бог смешал языки и «рассеял» народы по земле. Поэтому цари всея России по праву есть государи «по всей земле всех людей», попросту говоря, «всей Вселенной государи и самодержцы». Им остается только реально расширить свое царство «до концов Все-ленной». Такое рассуждение не было исключительным достоянием
историков и публицистов.
Богоизбранным
государем «всей Вселенной», «единым под-солнечным
христианским царем» заставил
называть себя Борис Годунов.
О
праве московского царя на Вселенную было заявлено в торжественной «Молитве патриарха Филарета» при его восшест-вии на святой престол (1619). Эта молитва получила высшее офи-циальное признание при коронации его сына Алексея (1645).
На обладание
Вселенной, как она
представлялась в XVII в., нельзя было претендовать только со ссылкой на
Римское и Визан-тийское
наследство. В этом
убедился уже царь Алексей Михайло-вич. При его коронации теория «Москва –
Третий
Рим» была реа-лизована наиболее полно. По тщательно продуманному сценарию царь и патриарх
дружно ссылались на наследие Мономаха – Вто-рой Рим, и притязали на Рим Первый, откуда,
«изыде
великих го-сударей
российских корень… от Августа
кесаря, обладавшего
всей Вселенной».
Вселенной, как было известно современникам, Август не об-ладал. К 1660-м гг. Алексей познал,
что
обладать ею, сокрушая всех
хотящих войны силой оружия, и русский царь
не сможет. А тут еще
староверы смутили народ мыслью,
что
Москва нехороший
53
Третий Рим – царство Антихриста15. Очевидный изъян в держав-ной идеологии ликвидировал царь Федор Алексеевич.
При его
коронации в начале 1676 г. России и миру было объ-явлено,
что
принцип прямого наследования –
второстепенное
обоснование царской власти. Царь Федор
короновался, прежде всего, по церковному закону16, как единственный во вселенной православный государь, и лишь затем –
«по
обычаю древних ца-рей и великий
князей российских»17. Новая формула
сакрализации царской власти повторялась при коронации Федора трижды, а че-рез несколько
лет, при венчании
его младших братьев Ивана и Петра –
5 раз!
Российское
самодержавное царство в высшей степени офи-циально стало
единственным в мире православным
самодержав-ным царством. Идеологическое
обоснование власти московских царей было приведено в соответствие с державным
статусом России.
Православие в
сочетании с самодержавием, «царством», – давало полное право претендовать
на обладание всем человече-ством в
предсказанном едином Царстве Христа.
В
конце XVII в. подобного не могла заявить о себе ни одна западная
держава, а
мусульманский мир был счастливо расколот.
Россия
получила, та-ким образом,
самую
сильную из мыслимых концепций.
В отличие от
идеи римско-византийского
наследия, новая кон-цепция подразумевала распространение власти до
пределов Все-ленной
благодаря духовному превосходству Российского право-славного самодержавного царства. Непримиримейший поборник войны с Османской империей
говорил перед полками: «О чудо
предивное и образ, еже воевати
тако, никогда
слышанный! Воюете не того
деля, дабы смерти
предали побежденного, но к животу, се есть приносити его ко благочестию истиннаго
света, просвещаю-щаго всякого человека, грядущаго в мире. Не яко его во узилище предати, но во еже свободити его от страшныя вериги адовы»18.
Византийское наследство временами использовалось публи-цистами;
политиками
оно могло упоминаться в тактических сооб-ражениях, например,
в
переговорах о целях Священной лиги19.
Но
уподоблять Москву Константинополю или Риму правительство и его
публицисты больше не желали –
тем
более что это с успехом делали в народе вожди староверов, предрекавшие Царству Анти-христа разложение и гибель.
В области
исторического знания теория «Третьего Рима»
не
выдерживала критики из-за своей
отвлеченности от причинно-следственных
связей. Без них, считал царь Федор вслед за Поли-бием,
история
становилась басней. Царь желал
видеть написан-ную русскими
учеными историю критической и прагматической,
54
описывающей
достоверные события в их связях и последователь-ности.
Но
не было ли это желание оторванным от возможностей русских авторов, особенно когда речь шла об античности?
Нет – это доказывается, в частности,
происхождением
фами-лии великого
русского композитора, с которого я
начал рассказ. Официальному
закреплению за Корсаковыми фамилии Римских способствовало сочинение
архимандрита Игнатия – первого ком-позитора в роду Римских-Корсаковых20.
«Генеалогия» Игнатия21
была
написана в связи с намерением царя Федора кодифициро-вать дворянские родословные (в контексте введения обязательной службы и отмены
местничества).
Пока царь
думал об учреждении Палаты родословных дел,
Игнатий
создал первый в России ученый труд по генеалогии, где обосновал ее значение, задачи и методы. Не удивительно,
что
возможности новой для России научной дисциплины автор проде-монстрировал на своей фамилии. Игнатий буквально воспринял пожелание царя Федора
историкам использовать учение о четырех монархиях – и проследил свой род через все, вплоть до Адама.
Следуя по
хронологии, было просто
описать родство от Адама до Ноя и его сына Афета. Кратко и предположительно пришлось пройти через
Ассирийское царство, Египет и
древнегреческого бо-га Крона (у римлян Сатурна). По греческой мифологии Игнатий легко добрался до
Геракла Юпитеровича и, с его помощью, до Корса –
легендарного
царя о. Корсика. Далее следовало лишь ак-куратно донести до читателя римские родословные
легенды, опи-сать многочисленных потомков Корса, например,
фамилию
Фаби-ев, только о консульствах которой автор привел 59 упоминаний в древнеримской литературе.
Предок
Корсаковых бежал из Этрурии раньше,
чем
угас род Фабиев – он покинул
армию Гнея Помпея в Греции после битвы при Акции и укрылся от гнева Октавиана
Августа в далекой При-балтике, на месте будущей Курляндии. Потомки беглого римляни-на переселились в Литву и положили начало многим
тамошним князьям. С 1267 г. Корсаки жили в Жмуди, а в 1390
г. один из них,
Венцеслав, выехал в свадебном поезде Софьи Витовтовны на Русь
к великому князь Василию I Дмитриевичу. Позднейший пери-од,
хорошо
известный по литовским и русским родословиям, опи-сан в «Генеалогии»
кратко.
Этого было
достаточно. Ведь младший
брат Венцеслава Мстислав был предком Милославских, из которых происходила мать царя Федора. Таким образом,
и
государь по матери был в родстве со знаменитыми римлянами и вообще с половиной
Евро-пы, ибо Игнатий не упускал случая рассказать о судьбе
множества фамилий, связанных со «своей»
ветвью
Корсаковых.
55
Итак, царь Федор узаконил, а его сестра Софья подтвердила право Корсаковых
именоваться Римскими, но сочинение
Игнатия имело не только практическое значение. Оно показывает,
насколь-ко глубоко и основательно мог разобраться в
античной и новой ев-ропейской
литературе русский книжник периода либеральных ре-форм.
Игнатий, который свободно переводил с греческого и латин-ского,
указал
в списке источников 65 авторов, а большинстве сво-ем древних.
Это
практически все античные историки (за исключе-нием Аполлодора), а также наиболее известные философы, поэты и публицисты от Гомера и Аристотеля до
Боккаччо и Эразма Рот-тердамского. Из более близких по времени сочинений в «Генеало-гии» использованы многотомные итальянские и польские
труды – Барония, Ботеро,
Гваньини, Бельского,
Стрыйковского
и др.
Использовал
Игнатий и труды по генеалогии,
но
близкого по содержанию, построению или
хотя бы источникам,– такого, о кото-ром все уже подумали, – в природе не существует. Все,
что
дейст-вительно им «заимствовано»
– это
кража нескольких ссылок или,
интеллигентнее, цитирование небольших фрагментов чужих тек-стов вместе с авторскими ссылками. Помимо обязательных ссылок в тексте, Римский-Корсаков
применил опыт критики источников,
полученный
на Западе при подготовке научных изданий античных авторов. Он привлек данные исторической географии и топоними-ки,
истории
религий и языков, этнографии, археологии и геральдики.
«Генеалогия» не была строго научным сочинением. Уже в то время ученый коллега мог найти в ней
слабые места и оспорить ряд домыслов.
Впрочем, это характерно и для сочинений совре-менных научных сотрудников. А в России конца XVII в.
элементы
ученой критики использовались все шире.
Через
несколько лет появились «Известие
истинное» и «Созерцание краткое» Сильве-стра Медведева22, вскоре была завершена и первая строго науч-ная монография – «Скифская история» Андрея Ивановича Лызло-ва23.
Можно
сказать, что кончина
теории «Третьего Рима» совпала с рождением русской исторической науки.
Оно
предшествовало крушению Московского царства и началу Петербургской империи, более века державшей историков в креп-кой узде.
Первые
вольные русские историки кончили плохо.
Про-светитель Медведев сложил голову на Лобном месте24. Правдоис-кателя Лызлова
разбил паралич в борьбе с казнокрадами в Азов-ском походе25.
Римского-Корсакова первым из русских писателей объявили
сумасшедшим.
Потребная
империи историческая наука была призвана об-служивать исключительно интересы военно-полицейского государ-ства.
Не
удивительно, что именно
петербургский период ныне
56 пламенно любим поборниками
власти. Писатели же XVII в. имено-вали себя просто – творцы. Они представляли себе Российскую державу и «общую пользу» ее народа иначе, чем штатные исто-риографы Петровской империи. Они руководствовались совер-шенно иными мотивами творчества. Они были убеждены, что че-ловек создан Вышним Творцом для познания творения и сам про-цесс познания раскрывает ангельскую сущность твари.
Не ради
благодарности потомства создавали они историче-скую науку (которую позже
постараются забыть, чтобы
приписать все лавры служилым историкам XVIII
в.). Как писал «Сольвестеру» – «солнцу нашему» – соратник Медведева Иннокентий Монастыр-ский (первым из русских
писателей обвиненный в том, что он «ев-рейского рода»26): «Солнцу подобает светить, если и знает,
что
смрадное место по просвещении такое же пребывает смрадное, как и прежде просвещения».
1 Общие труды об этой теории
поражают количеством и смелостью оценок:
Дьяко-нов М.А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей древ-ней Руси до конца XVI в.
СПб., 1889; Милюков П.Н. Очерки по истории русской куль-туры.
Ч. 2–3. СПб., 1897–1901; Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического раз-вития идеи русского мессианства. М.,
1914; Чаев Н.С. «Москва –
Третий
Рим» в политической
практике московского правительства XVI
века
// Исторические
запис-ки. М.,
1945. Т. 17. С. 3–23; Оглоблин О. Московська теорiя III
Риму
в XVI–XVII стол. Мюнхен,
1951; Крупницький Б. Теорiя III
Риму
I шляхи росiйскоi
iсторiографиii.
Мюн-хен,
1952; Мiрчук I. Iсторiчно-iдеологiчнi основи теорii
III Риму. Мюнхен, 1954; Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.-Л., 1955; Лурье Я.С. Идеоло-гическая
борьба в русской публицистике конца XV
– начала
XVI в. М.-Л., 1960; Зо-лотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.
М., 1985; Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. М.,
1990; Сахаров А.Н. Политическое
наследие Рима в идеологии Древней Руси //
Ис-тория СССР.
1990. № 3. С. 71–83; Скрынников Р.Г.
Третий
Рим. СПб., 1994; Кудряв-цев М.П. Москва –
Третий
Рим. Историко-градостроительное исследование. М.,
1994; и др. Изобилие и
хронологические рамки этой литературы тем более приме-чательны,
что
источниковедческие исследования сосредоточены почти исключи-тельно на текстах конца XV и неполного XVI
в., см.
библиографию: Синицына М.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.,
1998. Слово «эволюция» здесь относится ко времени зарождения теории: источни-ков, характеризующих развитие и функционирование
концепции на высшем офици-альном уровне
в XVII в. автор и его соратники просто не желают знать, хотя они всегда были известны. Источниковедческие наблюдения по теме в XVII в. были сосредоточены в основном на литературе
староверов (см. ниже).
2 Личность первого императора, Отца Отечества,
хорошо
представлена в кн.: Бого-словский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т.
I и
сл. М., 1940 и сл. Историк,
на
которого этот строго научный труд произведет недостаточно сильное впечатле-ние,
может
ознакомиться с полным текстом сильно порезанного цензурой сочине-ния в фонде академика Богословского в Архиве РАН в
Москве. Коллегам
других специальностей рекомендую высокохудожественный очерк Костомарова: Царевич Алексей Петрович (по поводу картины Н.Н.
Ге) // Н.И. Костомаров. Исторические монографии и исследования. СПб.,
1881. Т.14. (в любом
издании). В нем один из
57 лучших русских историков проводит тонкие
исторические параллели и воспроизво-дит духовный контекст деятельности Петра. 3 Историкам, хранящим иллюзии относительно сути петровского
государства, на-стоятельно рекомендую старую добрую монографию: Милюков П.Н. Государствен-ное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Велико-го. СПб.,
1905. Коллегам смежных специальностей легче ознакомиться
с моим очерком «Крепостная
Россия»
в кн.: Автократова
М.И., Буганов В.И. Сокровищни-ца документов прошлого. М., 1986. С.
155–170. 4 См.: Богданов А.П. В тени великого Петра. М., 1998. Полный текст (610 с.) моно-графии Царь-реформатор
Федор Алексеевич Романов (1676–1682) подготовлен
к печати.
5 См. также
мои работы: Царь Феодор
Алексеевич: 1676–1682. М.,
1995; Царь Фе-дор Алексеевич // Филёвские
чтения.
Вып. VI. Материалы
третьей научной конфе-ренции
по проблемам русской культуры второй половины XVII – начала XVIII веков. 8–11 июля 1993 г. М.,
1994. С. 3–48; Федор
Алексеевич // ВИ. 1994.
№ 7. С.
59–77; «Достойно есть»: Либеральный царь Федор Алексеевич // Социум. 1994. № 4–5 (35–36). С.
69–79; Федор Алексеевич. Софья Алексеевна // Романовы. Исторические портреты. Кн.1. М.,
1997. С. 156–227; Царь Федор Алексеевич: философ
на троне // Философский альманах. Вып. 2. СПб.,
1997. С. 83–98 (в Рунете: Санкт-Петербург-ский центр истории идей.
ideashistory.org.ru/almanacs/alt02/Bogdanov.htm); Государ-ственные взгляды царя Федора Алексеевича // Чтения по истории русской культу-ры. М.,
2000. С. 23–35. 6 Богданов А.П. Неизвестная война царя Федора Алексеевича // Военно-истори-ческий журнал. 1997.
№ 6. С.
61–71; он же. Почему царь Федор Алексеевич прика-зал сдать Чигирин // Там же. 1998. № 1. С.
38–45. 7 Эстетические принципы и
отраженное в них мировоззрение подробно анализиру-ются в серии моих монографий по общей теме «Поэзия Московского двора послед-ней четверти XVII века» (готовятся к печати). В общих чертах с ними знакомят мои публикации и
статьи:
Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г. // ПКНО
за 1982
г. Л.,
1984. С. 45–52; Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С.
260–279; Диалектика конкретно-исторического содержания и литературной фор-мы в русском панегирике XVII века // Древнерусская и классическая литература в свете
исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988.
С. 48–65; Литература предпетровского времени // Наука сегодня. М., 1988. Вып. 15. С.199–206;
Литерату-ра и общество накануне Петровских преобразований // Русская речь. 1988. № 2. С.
96–102; Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический
триптих Кариона Ис-томина
для начальной школы) // Исследования
по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1989. С.
96–144; София-Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из истории русской духовной литературы и искусства XVII века // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Вып. 7. С.
399–428; Царевна Софья в современных
поэтических образах // Культура
средневековой Москвы: XVII век. М., С.
305–325; В Москве накануне Петровских
преобразований // Человек
в российской повседневности: сборник
научных статей. М.,
2001. С.192–196. То же: Дидакт. 2001.
№ 4 (43). С. 6–10;
и др. 8 См. мои
работы:
К полемике конца 60-х – начала
80-х годов XVII в. об
организации высшего учебного заведения в России. Источниковедческие заметки // Исследова-ния по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1986. С.177–209;
Борьба за развитие просвещения в России во второй
половине XVII в. Полеми-ка вокруг создания Славяно-греко-латинской академии. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов
СССР с древнейших времен до конца XVII в. М.,
1989. С. 74–88; Из предыстории петровских преобразований в области высшего образования // Реформы второй половины XVII–XX
в.: подготовка, проведение, 58 результаты. М., 1989. С.
44–63; Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская
педагогика. 1989. № 4. С.128–134. Карион Истомин и Ян Амос Коменский (К проблеме освоения творческого наследия «учителя народов» в России XVII века) // Acta Comeniana. Revue internationale
des etudes comeniologiques. 8 (XXXII). Praha. 1989. S.127–147; и др. 9 Замысловский
Е.Е. Царствование Федора Алексеевича: Ч. I. Обзор
источников. СПб.,
1871. Приложения. С. XXXV–XLII; Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено...» Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988. С.
3–12. 10 О последней гуманитарии, рассуждающие о «путях цивилизации», склонны
забы-вать, сбитые с толку школьно-университетским курсом, уделяющим основное вни-мание «передовой» Англии
и блистательной Франции. Отдавая
должное усердию англичан в утверждении прав и свобод джентри и буржуа (как и французов в похва-лах любимой стране), замечу, что Англия в XVII в. по
сравнению с политически раз-дробленной
Германией была бедной страной с низким уровнем жизни, самой дикой нетерпимостью и соответственным убогим
искусством. Избавившись от
аристокра-тических игрушек, вроде театра, самодовольные пуритане оплачивали лишь техни-ку и разрушительную, в т. ч. философскую литературу, – да и ту в XVIII в. сменила
романистика. При этом в области
техники,
в т.ч. военной, и образования, в т.ч. уни-верситетского, Англии в «бунташном веке» ничуть
не уступала, например, Чехия, отличавшаяся вдобавок высоким уровнем жизни, развитием искусств и редкостной толерантностью. Конечно, чехи сильно отставали в социально-экономических и политических реформах, зато сумели остаться в числе самых благополучных
евро-пейских стран, не повергая в нищету и не обращая в рабов большую
часть своего населения, как
англичане в XV–XVI вв., не делая его пролетарской приставкой к машине с XVII в., и не
грабя весь мир с XVIII в., когда за 100 лет Англия продала больше рабов, чем все остальные страны Нового времени за столетия
работоргов-ли. Современный ученый, превозносящий эпоху кровавой и «Славной» революции в Англии, должен подумать, где бы он хотел в то время жить: на задворках культур-ного мира в Лондоне или в центре Европы в Праге? Где работать: в поповском Кем-бридже или вольном Карлове университете? Приятнее ему издревле славная чеш-ская кухня или ужасная доселе английская? Жить без отопления зимой или с оным? Спать с доброй румяной чешкой или бледной от
баптистской нетерпимости, как
раз готовящейся надеть синий чулок англичанкой? – Ответ ясен: конечно, в Париже, средоточии культуры, где даже Король-Солнце сумел помыть тело всего три раза (первый при рождении, третий посмертно). Но смущает Версаль, где Людовик XIV в сознательном возрасте искупался по настоятельной
рекомендации врачей в фонта-не. Там в принципе не было туалетов! Строительство этих необходимых (и даже утепленных) сооружений было в обычае лишь к востоку от Эльбы: чехи не потряса-лись, а французы
восхищались ими в Москве. Вот
вам и «единая Европа»: у чехов есть, у немцев уже нет, а к западу от Рейна это предмет этнографических
востор-гов! 11 Война
с Османской империей (1673–1681) нанесла
сильный удар по государст-венным
финансам,
но не перешла границ России (сражения шли в польской части Украины, степях Крымского ханства, турецких низовьях Дона, на Азовском и Черном морях, куда вышла построенная на Воронежских верфях
эскадра генерала Г.И. Косагова). Даже в жестоких битвах 1677–1678
гг. у
Чигирина российская армия не рисковала поражением: по вооружению и выучке она настолько превосходила
лучшие полки янычар, что
даже без артиллерии выбивала их превосходящие силы с укрепленных гор, а на глазах отборной конницы спаги форсировала
Днепр.
12 Царь имел в виду, что «всякой народ про себя, и
про дела свои, и про страну свою
лучше умеют списати, чем
чюжой».
59 13 См., например: Богданов А.П. Русь и Вселенная в период формирования импер-ской концепции (последняя четверть XVII в.) // Россия и внешний мир: диалог куль-тур. Сборник статей. М., 1997. С.185–206;
он же. Российское православное само-державное царство // Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. М.,
1999. С. 94–111. 14 Подробнее об исторических концепциях конца XVII в. см.: Богданов А.П. Летопи-сец и историк конца XVII века: Очерки исторической мысли «переходного времени». М., 1994; он же. От летописания к исследованию: русские историки последней чет-верти XVII века. М., 1995. 15 Идущий от Послания Филофея тезис теории «Москва – Третий Рим» – «два Рима падоша, а третий стоит и четвертому не быти» – староверы толковали как сбыв-шееся пророчество о «падении» Москвы (в никонианство), за коим следует приход Антихриста (его руку видели в действиях властей предержащих) и конец времен. В толковании Писания староверы были ясны и логичны! См.: Три
челобитных справ-щика
Савватия,
Саввы Романова и монахов Соловецкого монастыря. СПб., 1862; Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его
существования. Т. 3–4,
6–7. М., 1878, 1885; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. (Исследования
из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, из-данным
и рукописным). СПб.,
1898; Гурьянова Н.С.
Крестьянский антимонархиче-ский протест в старообрядческой эсхатологической
литературе периода позднего феодализма. Новосибирск. 1988; Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995; и др. 16 Буквально: «по преданию святыя Восточныя Церкви». Этому статусу нового осно-вания царской власти соответствовала и радикальная
реформа церемонии венча-ния, на которой первую роль теперь нераздельно играл
патриарх,
а царь, уподоб-ляясь императору Византии, причащался в алтаре со священниками и торжествен-но произносил Никео-Цареградский Символ веры. 17 Все чины венчания русских государей, в том числе их неопубликованные редак-ции, хорошо
известны.
Со времен Барсова было очевидно, что с конца XV по конец XVII в. они
представляют собой единый развивающийся комплекс прекрасно сопос-тавимых текстов (Барсов Е.В. Древне-русские памятники священного венчания ца-рей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чи-нов царского венчания в связи с развитием идеи царя
на Руси //
ЧОИДР. 1883. Кн. I. С.
I–XXXV, 1–160). Составлялись дела о
венчании с сопутствующими документами, и даже редакции «с отменами», изменениями
сравнительно с прошлыми корона-циями
и в реальной церемонии относительно сценария: Бычков Ф.А. Разрядные записки о венчании на царство Федора
Алексеевича. М., 1883
(То же: ЧОИДР. 1883. Кн. I); Морозова Л.Е. Две
редакции чина венчания на царство Алексея Михайловича // Культура славян и Русь. М., 1988. С.
457–471. Но убедить исследователей теории «Третьего Рима» целостно использовать этот источник автор не смог и
вынужден был сам восполнить пробел: Богданов А.П. Чины венчания московских царей // Культура средневековой Москвы XIV–XVII
вв. М., 1995.
С. 211–224. 18 Игнатий Римский-Корсаков. «Слово
благочестивому и христолюбивому россий-скому воинству» на
отправление в I Крымский поход, с панегириком царям Иоанну и Петру, царевне Софье, В.В. Голицыну и патриарху Иоакиму 14 марта 1687 г. // Па-мятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики / А.П. Богданов. М., 1983. С.135–173.
Цит. с.170. 19
И то союзники (Империя и Венеция) использовали
эту идею активнее, чем
мос-ковское правительство, в котором на ней спекулировал разве что Ф.Л. Шакловитый; цели и аппетиты российских политиков были довольно
скромны.
См.: Богданов А.П. Россия
накануне империи: политические
концепции и реальность последней чет-верти XVII века // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. 60 Вып. 2. М.,
2002. 20 Об этом замечательном творце см. в моих трудах: «Слово воинству» Игнатия Римского-Корсакова – памятник
политической публицистики конца XVII в. // Иссле-дования по источниковедению истории СССР
дооктябрьского периода. М.,
1984. С.131–158; Творческое наследие Игнатия Римского-Корсакова // Герменевтика
древнерусской литературы. М.,
1993. Вып. 6. С.165–248;
Игнатий Римский-Корсаков // Словарь
книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.).
Ч.2. И–О. СПб.,
1993. С. 26–31; От летописания к исследованию… С. 31–214; Европейский историк в России XVII века // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприя-тия. Вып.1. М., 2000. С.
69–86; Первый Римский-Корсаков // Россия
XVII
века и мир. К 80-летию
доктора исторических наук, профессора
Елены Викторовны Чистяковой: Юбилейный
сборник.
М., 2001. С.
322–345; Ученый митрополит XVII века Римский-Корсаков // Дидакт. 2001.
№ 6 (45). С.
60–66. 21 Игнатий Римский-Корсаков. Генеалогиа / А.П. Богданов. М., 1994; Богданов А.П. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия Римского-Корсакова // Историческая
генеалогия. Екатеринбург, 1993.
Вып.1. С.16–22
(на рус. и англ. язы-ках); он же. Русская «Генеалогия» XVII века
//
Там же. Вып. 3. Екатеринбург-Париж, 1994. С. 49–64. 22 Сильвестра Медведева «Известие
истинное»
/ С.А. Белокуров // ЧОИДР. 1885. Кн. 4; Сильвестра
Медведева «Созерцание краткое
лет 7190,
91 и 92, в
них же что содеяся по гражданстве / А.А. Прозоровский // ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Более
доступное издание «Созерцания»: Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских лю-дей / А.П. Богданов. М., 1990. С.
45–200. 23 Андрей Лызлов. Скифская История / А.П. Богданов. М. 1990. 24 О его судьбе и творчестве см. в кн.: Чистякова
Е.В., Богданов А.П. «Да
будет потомкам явлено...» С.103–119,–
а также в моих специальных работах: Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. № 2. С.
84–98; Летописец и историк… С. 63–144; От летописания к исследованию… С. 215–303. Наиболее близкое знакомство с его личностью дает опыт исторического
портрета в моей кн.: Перо
и крест:
Русские писатели под церковным судом. М., 1990. С.
231–382. 25 О его жизни и творчестве см.: Чистякова Е.В.
Русский историк А.И. Лызлов
и его книга «Скифская история» // Россия XVII века и мир. М., 2001. С.
200–217 (на с.
446–461 см. полную
библиографию трудов автора, «открывшего» нам Лызлова). См. также: Богданов А.П. От летописания к исследованию… С. 304–490. 26 Тезис московских «мудроборцев» (противников университетской науки) состоял в том, что Иннокентий по происхождению еврей, значит – иудей «и,
естественно, ду-хоборец». Любопытно, что на украинских иерархов это обвинение в адрес
Кирил-ловского игумена не произвело впечатления. Несмотря на явный гнев патриарха Иоакима, Иннокентий сохранил высокое положение при ученом
Киевском митропо-лите
Варлааме Ясинском. О
взаимоотношениях в Церкви этого периода см: Богда-нов А.П.
Русские патриархи. Т. 2. М.,
1999. С. 82–315. Обо всех перипетиях идейной борьбы «в верхах» см.: Богданов А.П. Московская публицистика последней четвер-ти XVII века. М., 2001.