http://www.drevnerus.narod.ru/
'Центр изучения православия и древнерусской культуры' 1(13)»1995»СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

1(13)»1995»СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


 


сосуды, употребляемые православной нашей церковью при совершении та­инства тела и крови Христовой, ны­не к вам препровождаю. Вознесите оные в соборном храме Пресвятые Богородицы на алтарь...".

При непосредственном содействии митрополита Амвросия поступило в Казанский собор и серебро, пожертво­ванное донскими казаками знаменито­го графа М. Платова, которые отбили это серебро у французов. В 1834 году оно было употреблено на изготовление нового иконостаса по проекту архи­тектора К. Тона.

Таким образом, Казанский собор обязан митрополиту Амвросию многи­ми своими реликвиями. Он немало со­действовал тому, что собор по богатст­ву и красоте своего убранства не имел в то время равных в России.

3. ЛУЧШЕВА

#

В. Г. Богораз

и основание

Музея истории религии

(Из воспоминаний профессора М. Шахновича )

В 1928 году Владимир Германо­вич Богораз (1865-1936), выдаю­щийся этнограф, фольклорист и язы­ковед, предложил организовать в Ле­нинграде выставку по типологии и истории религии, основанную на по­длинных экспонатах. Надо сказать, что первая историко-религиозная выставка в России была организова­на в Петербурге еще в 1880 году, от­куда ее спустя четыре года перевез­ли в Москву. Она состояла из не­скольких отделов: "Христианские древности", "Русские церковные древности", "Буддизм", "Масонство" и имела большой успех.

Под руководством Богораза со­трудники Музея антропологии и этно­графии, при помощи работников ака­демической библиотеки и при содейст­вии ученых Эрмитажа создали новую выставку. Она открылась 16 апреля 1 930 года в Зимнем дворце. Здесь были представлены многие уникальные предметы культов из Африки, Индии, Китая, картины и скульптуры извест­ных мастеров, редкие книги, рукопи-


си. Выставка оказалась очень попу­лярной, хотя и подвергалась резкой критике как "слева", так и "справа". Один верующий фанатик угрожал ее взорвать, а другой - "активист-без­божник" писал, что она "пропаганди­рует мракобесие". Появились и разо­блачительные статьи в прессе, отмеча­ющие "отсутствие антирелигиозной установки" и "примиренческое отно­шение к религии".

Из этой-то выставки и родился Музей истории религии. В стенной газете, посвященной его открытию, которая называлась "Сотворение МИРа", была помещена карикатура на директора, использовавшая чу­котский миф о сотворении мира. Во­рон с лицом Богораза (крупнейшего мирового специалиста по религии чукчей) высиживает яйцо, из которо­го вылупляется музей.

Знатоком культуры Крайнего Се­вера Богораз стал самым неожидан­ным образом. В 1880 году, студентом Физико-математического факультета Петербургского университета, он вхо­дил в народовольческий кружок, кото­рым руководил А. Желябов, в 1885 го­ду был одним из организаторов съезда "Народной воли". А 9 декабря 1886 го­да его арестовали, и он три года нахо­дился в заключении в Петропавлов­ской крепости. Затем Богораза ссыла­ют на десять лет в Якутск и там-то он и начинает изучать быт и культуру эвенков, коряков, ительменов, азиат­ских эскимосов, а, особенно, чукчей, с которыми кочевал около трех лет. Члену многочисленных зарубежных научных обществ, Богоразу принадле­жат около 130 печатных трудов по эт­нографии, фольклору и лингвистике. А многотомный труд о чукчах принес ему поистине мировую славу.

При создании музея Владимир Германович сплотил коллектив науч­ных работников, в который входили и маститые ученые и юные аспиранты. В течение полугода разрабатывался план экспозиции. Не обошлось и без идей, о которых и сейчас вспоминаешь с улыбкой. Так, среди прочих, был представлен проект пояснительных текстов к экспонатам и этикеток в сти­хах, типа: "Развивается капитал, раз­лагается феодал". Над этими виршами смеялись все, а особенно сам директор, получивший в конце 1890-х годов из­вестность как поэт. Его стихи и рас­сказы стали печататься под псевдони­мом Н. Тан в журналах еще во время его колымской ссылки.

Богораз очень мечтал о создании


такой экспозиции, которая имела бы яркое художественное решение. По его инициативе были сделаны интерес­ные реконструкции, как тогда говори­ли, "сцены". Сюжеты для них приду­мывал он сам и его коллеги: "Камла­ние шамана", "Кабинет алхимика", комплекс по буддизму, макеты "Би­зонья пляска", "Жертвоприношение на Крите", "Шуты на Гревской пло­щади".

После прихода к власти в Герма­нии фашистов Богораз счел необходи­мым, чтобы музей внес свой вклад в борьбу с нацизмом. В 1935 году была создана знаменитая выставка "Инкви­зиция".

Низкий сводчатый потолок, слож­ный лабиринт коридора делали ниж­ние помещения Казанского собора похожими на подземелье какого-ни­будь средневекового монастыря. Центром выставки, размещенной в этом, как будто специально для нее созданном помещении, стала такая "сцена": за столом в отблесках мрач­ного света сидят монахи-инквизито­ры доминиканского ордена. Тут же набор орудий пыток. На пылающем костре - железная маска, которая раскаленной надевалась на лицо жертвы. Выставка заканчивалась экспонатами, показывающими, что фашизм воскресил эпоху инквизи­ции, время пыток, костров и массо­вых убийств.

Богораз стремился к тому, чтобы в музее велась интенсивная исследова­тельская работа. За первые четыре го­да существования музея его сотрудни­ки, активно занимающиеся выставоч­ной работой, подготовили к публика­ции 6 книг и большое количество ста­тей. В 1935 году на бюро отделения истории АН СССР было решено со­здать при музее научно-исследова­тельскую ассоциацию изучения рели­гии.

В 1936 году Владимир Германович скончался. Остались его труды, учени­ки, продолжавшие его дело, и его де­тище - Музей истории религии, суще­ствующий и поныне.

Известный историк религии профес­сор Михаил Иосифович Шахнович (1911-1991) тридцать лет отдал работе в МИРе, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заместителя ди­ректора по научной части. Он был одним из активных участников создания музея.

Публикация М. ШАХНОВИЧ

Используются технологии uCoz