1(13)»1995»СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
сосуды, употребляемые православной нашей церковью при совершении таинства тела и крови Христовой, ныне к вам препровождаю. Вознесите оные в соборном храме Пресвятые Богородицы на алтарь...".
При непосредственном содействии митрополита Амвросия поступило в Казанский собор и серебро, пожертвованное донскими казаками знаменитого графа М. Платова, которые отбили это серебро у французов. В 1834 году оно было употреблено на изготовление нового иконостаса по проекту архитектора К. Тона.
Таким образом, Казанский собор обязан митрополиту Амвросию многими своими реликвиями. Он немало содействовал тому, что собор по богатству и красоте своего убранства не имел в то время равных в России.
3. ЛУЧШЕВА
#
В. Г. Богораз
и основание
Музея истории религии
(Из воспоминаний профессора М. Шахновича )
В 1928 году Владимир Германович Богораз (1865-1936), выдающийся этнограф, фольклорист и языковед, предложил организовать в Ленинграде выставку по типологии и истории религии, основанную на подлинных экспонатах. Надо сказать, что первая историко-религиозная выставка в России была организована в Петербурге еще в 1880 году, откуда ее спустя четыре года перевезли в Москву. Она состояла из нескольких отделов: "Христианские древности", "Русские церковные древности", "Буддизм", "Масонство" и имела большой успех.
Под руководством Богораза сотрудники Музея антропологии и этнографии, при помощи работников академической библиотеки и при содействии ученых Эрмитажа создали новую выставку. Она открылась 16 апреля 1 930 года в Зимнем дворце. Здесь были представлены многие уникальные предметы культов из Африки, Индии, Китая, картины и скульптуры известных мастеров, редкие книги, рукопи-
си. Выставка оказалась очень популярной, хотя и подвергалась резкой критике как "слева", так и "справа". Один верующий фанатик угрожал ее взорвать, а другой - "активист-безбожник" писал, что она "пропагандирует мракобесие". Появились и разоблачительные статьи в прессе, отмечающие "отсутствие антирелигиозной установки" и "примиренческое отношение к религии".
Из этой-то выставки и родился Музей истории религии. В стенной газете, посвященной его открытию, которая называлась "Сотворение МИРа", была помещена карикатура на директора, использовавшая чукотский миф о сотворении мира. Ворон с лицом Богораза (крупнейшего мирового специалиста по религии чукчей) высиживает яйцо, из которого вылупляется музей.
Знатоком культуры Крайнего Севера Богораз стал самым неожиданным образом. В 1880 году, студентом Физико-математического факультета Петербургского университета, он входил в народовольческий кружок, которым руководил А. Желябов, в 1885 году был одним из организаторов съезда "Народной воли". А 9 декабря 1886 года его арестовали, и он три года находился в заключении в Петропавловской крепости. Затем Богораза ссылают на десять лет в Якутск и там-то он и начинает изучать быт и культуру эвенков, коряков, ительменов, азиатских эскимосов, а, особенно, чукчей, с которыми кочевал около трех лет. Члену многочисленных зарубежных научных обществ, Богоразу принадлежат около 130 печатных трудов по этнографии, фольклору и лингвистике. А многотомный труд о чукчах принес ему поистине мировую славу.
При создании музея Владимир Германович сплотил коллектив научных работников, в который входили и маститые ученые и юные аспиранты. В течение полугода разрабатывался план экспозиции. Не обошлось и без идей, о которых и сейчас вспоминаешь с улыбкой. Так, среди прочих, был представлен проект пояснительных текстов к экспонатам и этикеток в стихах, типа: "Развивается капитал, разлагается феодал". Над этими виршами смеялись все, а особенно сам директор, получивший в конце 1890-х годов известность как поэт. Его стихи и рассказы стали печататься под псевдонимом Н. Тан в журналах еще во время его колымской ссылки.
Богораз очень мечтал о создании
такой экспозиции, которая имела бы яркое художественное решение. По его инициативе были сделаны интересные реконструкции, как тогда говорили, "сцены". Сюжеты для них придумывал он сам и его коллеги: "Камлание шамана", "Кабинет алхимика", комплекс по буддизму, макеты "Бизонья пляска", "Жертвоприношение на Крите", "Шуты на Гревской площади".
После прихода к власти в Германии фашистов Богораз счел необходимым, чтобы музей внес свой вклад в борьбу с нацизмом. В 1935 году была создана знаменитая выставка "Инквизиция".
Низкий сводчатый потолок, сложный лабиринт коридора делали нижние помещения Казанского собора похожими на подземелье какого-нибудь средневекового монастыря. Центром выставки, размещенной в этом, как будто специально для нее созданном помещении, стала такая "сцена": за столом в отблесках мрачного света сидят монахи-инквизиторы доминиканского ордена. Тут же набор орудий пыток. На пылающем костре - железная маска, которая раскаленной надевалась на лицо жертвы. Выставка заканчивалась экспонатами, показывающими, что фашизм воскресил эпоху инквизиции, время пыток, костров и массовых убийств.
Богораз стремился к тому, чтобы в музее велась интенсивная исследовательская работа. За первые четыре года существования музея его сотрудники, активно занимающиеся выставочной работой, подготовили к публикации 6 книг и большое количество статей. В 1935 году на бюро отделения истории АН СССР было решено создать при музее научно-исследовательскую ассоциацию изучения религии.
В 1936 году Владимир Германович скончался. Остались его труды, ученики, продолжавшие его дело, и его детище - Музей истории религии, существующий и поныне.
Известный историк религии профессор Михаил Иосифович Шахнович (1911-1991) тридцать лет отдал работе в МИРе, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной части. Он был одним из активных участников создания музея.
Публикация М. ШАХНОВИЧ